На основании результатов проведенного исследования можно смело заявить, что большинство крупных банков и многие средние банки уже предлагают в том или ином виде услуги Мобильного банка. По сути, почти две трети респондентов отметили, что услуги мобильного банкинга либо уже стали массовым явлением, либо вот-вот получат широкое признание на их рынках.
Действительно, для розничных банков предоставление услуги Мобильный банк является зачастую совсем не сложной задачей. Новый канал можно создать при относительно низких затратах и с минимальными рисками, адаптируя существующие интернет-платформы для мобильных устройств. Таким образом, благодаря низким или вовсе отсутствующим дополнительным затратам в отношении каждого нового пользователя мобильного телефона, предоставление базовых услуг Мобильного банка становится экономически обоснованным для банков.
Также наблюдается повсеместная адаптация потребителей к услугам Мобильного банка: ряд респондентов отметили заметное снижение запросов на получение справочной информации в отношении банковских услуг через интернет-банкинг и по телефону на фоне увеличения числа скачиваний приложений для мобильных телефонов и запросов на получение справочной информации путём SMS.
В то время как большинство банков предоставляет базовые информационные услуги, такие как предоставление информации о балансе счета, уведомления о совершенных платежах и переводе денег с одного счета на другой, ряд банков также начали внедрять решения по дистанционному осуществлению мобильных платежей. В частности, платежи peer-to-peer (P2P) и денежные переводы все чаще осуществляются через мобильные устройства, особенно в развивающихся странах.
Ожидания от бренда
Для банков, уделяющих большое внимание обслуживанию клиентов и инновациям как ключевым факторам, отличающим их от конкурентов, предоставление услуг мобильного банкинга является необходимостью. Основные сегменты потребителей (особенно «ранние последователи» и семьи) все чаще используют мобильные устройства для управления всеми аспектами своей повседневной жизни и ожидают, что банки смогут обеспечить аналогичный уровень доступа к их финансовой информации посредством мобильных устройств.
В ответ на растущий потребительский спрос многие респонденты заявили, что в качестве основной выгоды от внедрения решений в области мобильного банкинга они рассчитывают получить конкурентное преимущество и выделиться среди остальных участников рынка. Однако, новаторам ранний выход на рынок мобильного банкинга предвещает ряд других количественных и качественных возможностей.
Первопроходцы получают преимущество...
К примеру, предпринимая своевременные шаги в развитии Мобильного банка, указанные организации могут получить ценный опыт. Ряд респондентов отмечают, что благодаря пробным проектам и предварительным дискуссиям им удалось сформировать правильное представление о тех барьерах и возможностях, которые окажут влияние на будущую стратегию выхода на рынок и взаимодействие с партнерами. Другие указывают на обширный технический и стратегический опыт, приобретенный в результате раннего выхода на рынок мобильного банкинга.
Также новаторы в сфере Мобильного банкинга уверены, что их лидерство на рынке будет способствовать повышению лояльности потребителей, уровня их удовлетворенности и укреплению репутации в качестве клиентоориентированой компании.
В большинстве случаев банки по максимуму используют свои мобильные приложения и платформы браузеров для рассылки целевых рекламных сообщений и увеличения перекрестных продаж. В то же время банки также обеспечивают признание среди потребителей и удобство осуществления финансовых операций при помощи мобильных устройств, создавая более многочисленную группу «ранних последователей» для адаптирования их к будущим услугам Мобильного банка.
Однако, следует отметить, что существует ряд банкиров, которые все еще выражают сомнения в отношении преимуществ Мобильного банка.
Например, в ходе опросов банкир европейского банка сообщил, что он не уверен в том, что повсеместная доступность банковских услуг действительно столь значима для клиентов. Тем не менее, Фред Шнайдерайт считает, что банки, которые продолжают оставаться в роли сторонних наблюдателей развития рынка мобильного банкинга, очень скоро окажутся позади своих конкурентов в борьбе за новый сегмент пользователей услуг Мобильного банка, привлекающий все больше состоятельных клиентов.
Мобильный банк меняет стоимость услуг
Появление услуг Мобильного банка заставило многие банки пересмотреть свои традиционные бизнес-модели, и в связи с этим многие традиционные участники цепочки создания стоимости в области платежей все больше задумываются над тем, какую роль они будут играть в ней в будущем.
Как показало исследование, участники цепочки создания стоимости в области платежей стараются объединять свои позиции и захватывать более значительные доли источников доходов. Например, платежные системы ожидают для себя более значимую роль в системе мобильного банкинга и мобильных платежей, и многие из них уже тесно сотрудничают с альтернативными платежными системами, такими как PayPal, рассчитывая расширить свое присутствие на рынке мобильных и интернет-услуг.
Появление услуг Мобильного банка заставило банки сотрудничать с новыми партнерами. В частности, значимость операторов мобильной связи все больше возрастает по мере того, как банки запускают свои приложения и тестируют их функциональность на различных устройствах и в различных сетях. Отношения между операторами мобильной связи и банками будут продолжать развиваться, так как решения для осуществления мобильных платежей начинают интенсивно выходить на рынок.