Какой должна быть структура Мобильного банка на основе NFC

Россия
Обновлено: 2024-05-06

Модель предоставления услуг Мобильного банка с использованием технологии NFC целесообразно рассматривать в контексте развития технологий сетей связи. Сегодня ориентиром развития может служить концепция сетей 5G и далее совместно с концепцией NGN. Она предполагает уровневую архитектуру с делением на слои (Stratum) – транспортный, услуг связи и приложений.

Первые два слоя реализуются средствами сетей связи. Слой приложений представляет собой совокупность всех прикладных услуг, формируемых и предоставляемых пользователям различными поставщиками. Приложения, формирующие контент для услуг на основе NFC, находятся в слое приложений и взаимодействуют с функцией поддержки специфики этих приложений (middleware) в слое услуг.

Последняя добавляет к базовой функциональности услуги свою функциональность, необходимую для доставки услуги сетевому пользователю. Эта функциональность может обеспечивать, например, согласование протоколов, аутентификацию пользователей и поставщиков, управление соответствующим мидлетом в аппарате пользователя, выполнение необходимых процедур для обеспечения требуемого качества и безопасности, учета услуг, задач, связанных с расчетами и взаиморасчетами.

Такой специфический функционал, взаимодействующий к тому же с функционалом сетевого уровня, должен быть разработан и установлен на платформе оператора СПС. Если исходить из концепции IMS и стандартизации интерфейсов, то этот вновь разрабатываемый функционал не должен сильно зависеть от производителя применяемого в сетевом ядре оборудования и оператора СПС.

Услуги с использованием технологии NFC (как, впрочем, и многие другие в мобильной связи и в сети Интернет) предполагают наличие в аппарате пользователя некоторых специальных функций, относящихся только к этой группе услуг. Иными словами, приложения не могут быть реализованы обычными средствами сетей связи, а требуют присутствия в терминале пользователя специальной программы (мидлета), которая, с одной стороны, осуществляет взаимодействие по интерфейсу NFC, а с другой – использует функцию поддержки приложений в сетевом оборудовании. За счет этого уровневая структура, представленная в рекомендациях МСЭ-Т и ETSI, расширяется.

Интерфейсы UNI (User-Network Interface) и ANI (Application Network Interface) представляют эталонные точки, в которых может присутствовать тот или иной физический интерфейс в соответствии с конкретной реализацией. Чтобы сделать систему открытой, необходимо стандартизовать высокоуровневые решения на интерфейсе NFC и в эталонных точках UNI и ANI, т.е. стандартизация должна касаться процедур взаимодействия и форматов сообщений на уровне приложений.

Все многообразие возможных услуг NFC через оператора мобильной связи укладывается в рамки следующих основных сценариев:

  • запрос и получение бесплатной информации любым пользователем;
  • запрос и получение бесплатной информации авторизованным пользователем;
  • запрос платной услуги с отсроченным ее получением (например, покупка электронного билета);
  • запрос и немедленное получение платной услуги (проход через турникет);
  • получение заказанной ранее и оплаченной услуги (использование электронного билета).

Сценарии различаются некоторыми деталями, относящимися к вопросам безопасности и взаиморасчетов, но в отношении основных процедур и данных управления услугой и контента (что и должно найти отражение при стандартизации интерфейсов) они практически идентичны. Это позволяет существенно упростить всю систему.

В качестве примера можно рассмотреть сценарий запроса и немедленного получения платной услуги. Интерфейс NFC на уровне приложений должен как минимум обеспечивать передачу идентификатора услуги и, если потребуется, параметров услуги.

В телефонном мидлете информация, полученная от метки, передается в центр коммутации мобильной связи (MSC), где должна быть проверена допустимость запрошенной услуги для данного абонента. На основе идентификатора (ID) услуги определяется адрес, по которому передается запрос поставщику услуги. В ответ поставщик отправляет соответствующий контент, который после выполнения в MSC контрольных процедур направляется абоненту.

В сетях GSM в интерфейсе UNI для передачи информации приложений целесообразно применять протоколы семейства WAP (WSP, WTP, WTLS, WDP) или USSD. В СПС следующих поколений, как и в интерфейсе ANI, можно использовать многие протоколы прикладного уровня в стеке протоколов на основе IP, но одной из наиболее привлекательных и перспективных возможностей представляется реализация SIP как единого протокола управления приложениями.

В случае использования метки NFC, встроенной в какое-либо автоматическое устройство, требующее подтверждения оплаты (например, в торговом автомате или в автомате для выдачи бумажного проездного документа), выполняется второй сеанс NFC, в котором и передается подтверждение. Некоторые услуги могут быть реализованы на платформе оператора поставщиком на основе аутсорсинга. При этом исключается оперативное (при запросе каждой услуги) взаимодействие оператора с поставщиком.

В случае, если плата поставщикам за оказываемые ими услуги списывается со счета абонента у оператора связи, на последнего ложится повышенная ответственность за проведение коммерческих операций. Оператор должен гарантировать определенный уровень качества и безопасности операции в целом.

Гарантия должна распространяться на все услуги NFC и не зависеть ни от поставщика услуг, ни от оператора, а следовательно, соответствующие требования и условия обеспечения услуг должны стать одним из основных направлений стандартизации.

Требования к качеству услуг с использованием NFC – это прежде всего их доступность, установленное время исполнения, безошибочность проведения транзакций. Осуществляются они сетевыми технологическими средствами – сетевым планированием, обеспечивающим необходимую пропускную способность, резервированием путей и оборудования, выбором соответствующих протоколов и т.п.


4.0/4