Сейчас сложно найти современный банк, который бы лишал клиента возможности осуществлять управление своими счетами в режиме онлайн. Мобильный банк из сервиса для избранных превратился в повседневный банковский продукт. Количество программ управления счетами через удаленный доступ растет день ото дня и привлечь потенциального клиента стало намного сложнее.
По словам представителей финансово-кредитных организаций, мобильный банк – безусловно перспективное направление банковского бизнеса, которое весьма вероятно может стать самым настоящим драйвером роста и смены лидеров в сфере их бизнеса. Именно поэтому постоянно появляется все больше проектов, которые имеют целью переместить банковские процессы на дистанционные каналы обслуживания.
Руководитель Уральского филиала банка ВТБ24 Сергей Кульпин обращает внимание, что темпы развития мобильного банка превосходят аналогичные показатели рынка банковских карт: это наиболее динамичный сегмент банковских продуктов, который по результатам 2012 года рос по 18% за квартал. Потенциально, со временем все держатели пластиковых карт будут использовать Мобильный банк и получать услуги и продукты банка через мобильное устройство.
В росте числа клиентов, использующих Мобильный банк, банкиры абсолютно уверены. По общему мнению экспертов, уже сейчас каждый пятый клиент финансово-кредитных организаций является активным пользователем удаленных каналов обслуживания. Лет через 5 их число достигнет порядка 90-95%.
Дистанционные сервисы обходятся банкам значительно дешевле, ведь это не требует открытия и поддержания работы многочисленных филиалов, подбора персонала. Поэтому большинство банков, разумеется, проявляют активный интерес к развитию Мобильного банка, тем не менее, полностью сосредоточиться исключительно на дистанционном обслуживании готовы далеко не все.
На сегодняшний день в России заявлены весьма амбициозные проекты Мобильных банков. В планах кредитных учреждений – предоставлять все виды банковских услуг удаленно, это также касается оформления кредитов и открытия вкладов. Однако, не все представители банковской сферы считают такой вариант развития событий возможным.
«Я сомневаюсь в модели полного мобильного- или интернет-банка, когда люди перестанут посещать офисы, а будут только подходить к компьютеру или брать в руки мобильное устройство. Клиент любит общение с живыми людьми. Поговорить с представителем банка о вариантах взаимовыгодного финансирования той или иной сделки, получить рекомендации по депозиту или узнать мнение о будущем курса рубля – такая возможность останется» – комментирует Сергей Кульпин.
Действительно, на текущий момент существует довольно много проблем, которые препятствуют развитию Мобильного банка в России. Клиенты проявляют низкий уровень доверия к дистанционным сервисам. Это вынуждает банки расходовать много сил и средств на обеспечение безопасности систем.
Скорее всего, спустя некоторое время большинство клиентов банков будет использовать функции Мобильного банка, сократив или вовсе отказавшись от посещений офисов финансово-кредитных учреждений. Но для этого банкам надо потрудиться не только на законодательном уровне, но и преодолеть консерватизм клиентов и заслужить доверие.