Сервис Мобильного банкинга имеет ряд больших преимуществ перед привычными «оффлайновыми» вариантами осуществления операций с собственными счетами – с точки зрения потребителя данной услуги и с точки зрения банка (если рассматривать подобный сервис как перспективное направление банковского бизнеса).
Основным преимуществом мобильного банка для клиента является очевидное удобство и существенная экономия времени, ведь смартфон под рукой всегда, а это значит, что вполне естественно желание его применять в качестве полноценного платежного инструмента.
Мобильный банкинг с точки зрения банка – это важный инструмент маркетинга для привлечения клиентов, в частности, из самых интересных сегментов. Мобильный банк клиенту позволяет применять карту чаще для оплаты разнообразных услуг без риска. Нельзя забывать также, что, кроме иных преимуществ, сервис мобильного банка также открывает возможности банку применять данный канал коммуникации с клиентом для его быстрого информирования о всевозможных событиях и услугах банка, выводя точечную работу по информированию, а также привлечению клиентов на новый уровень.
Кто-нибудь может возразить, что интернет-банкинг – это направление также молодое и достаточно перспективное. В чём же различия между мобильным банкингом и интернет-банкингом? Главная разница между ними в том, что в отличие от компьютера, смартфон всегда под рукой. Мобильные технологии сейчас выходят на абсолютно новый уровень, и смартфоном можно пользоваться практически как компьютером, а это значит, что мобильным банком можно пользоваться когда угодно и где угодно. Интернет-направление в сервисах выполнения операций клиентом с развитием всяческих мобильных технологий уступает свои некоторые позиции в пользу мобильного банкинга именно благодаря подобному техническому прогрессу.
Вдобавок, существуют довольно принципиальные различия поведения пользователя при управлении смартфоном и компьютером: замечено, что когда клиент с банком общается через систему Интернет-банк, то его внимание рассеивается, он отвлекается на другие объекты, которые видит на своем мониторе – это особенность интернет-коммуникаций. Мобильный же телефон, напротив, обеспечивает крайне высокую степень концентрации внимания. В итоге, клиент, применяя мобильный банк, действует эффективнее.
Также, операционные системы сегодняшних смартфонов обладают гораздо более мощной защитой персональной информации, нежели компьютер. Развивая различные направления мобильного предоставления услуг, банки повышают также и безопасность осуществляемых операций.
Как правило, услуги мобильного банкинга, предоставляются на сегодняшний день бесплатно. В чем же выгода данного направления для банков? В убыток себе ведь никто из них работать точно не будет. Мобильный банкинг для них лишь модный атрибут или все-таки прежде всего доходный продукт?
Сразу скажу, что прямой прибыльности для банков от данного направления нет, но оно является очень важным фактором привлечения потенциальных клиентов. Инновационных банков с цифровыми услугами пока что в России очень мало. Хотя мобильный банк способен банку помочь решить сразу две очень важные задачи: привлечь самые интересные клиентские сегменты – перспективных молодых представителей, так называемого, массового сегмента, а также весь высокодоходный сегмент, и повысить общую лояльность уже существующих клиентов.
Постепенно, привыкая к роскоши использовать собственную карточку когда и где угодно при помощи мобильного телефона, затрачивая на банковские операции минимум времени и осуществляя их эффективно и безопасно, клиент вряд ли променяет подобные возможности на более дешевый, однако, лишенный данных удобств сервис конкурентов.
Сделать клиентов намного более лояльными, предоставляя удобство применения банковских сервисов, которое для них становится более важным, нежели стоимость, – рецепт, благодаря которому банки за счет инновационных цифровых услуг могут привлечь клиентов и надолго их удержать.
Почему, несмотря на многочисленные плюсы, данное направление ещё слабо популярно у нас в России? Ключевая причина в том, что подавляющее большинство банков России пока своим клиентам предоставляют доступ к неполному функционалу операций, которые можно выполнять по карте. Предстоит решить также проблемы безопасности информации, для чего планируется применять технологические разработки в таких новых направлениях данной индустрии, как, к примеру, сканирование лица владельца телефона, отпечатков его пальцев, опции распознавания голоса и так далее.
Всё это, безусловно, требует немалых финансовых и временных затрат. Наличие таких технологий предполагает использование самых новых мобильных девайсов. Нужно не только их внедрить, но и дождаться, когда потребители их приобретут и сделают достаточно привычными и популярными инструментами ежедневного пользования. Правда, анализируя ход технологического прогресса за все последние годы, можно вполне предположить, что уже в ближайшем будущем использование различных средств мобильной связи вытеснит использование компьютеров.
Есть основания полагать, что мобильный банкинг получит в России широкое признание общественности и вскоре войдет в повседневный обиход множества пользователей различных банковских услуг.