Выдержит ли Мобильный банк проверку на рынке финансовых услуг

Россия
Обновлено: 2020-02-05

Мобильный банк (сервис для управление счетами в банке и выполнения платежей с помощью сотового телефона) появился в нашей стране ещё в начале 2000-ых. Сервис SMS-банкинга позволяет оперативно проверять остаток на карте, контролировать поступления денег на счет и многое другое. Появление смартфоном значительно расширило функциональные возможности Мобильного банка.

Девушки в метро со смартфонами в руках

Сегодня наблюдается четкая тенденция перемещения компаний, которые оказывают массовые услуги населению или бизнесу, в мобильную среду.

«Мобильные приложения для операционных систем iOs и Android стали обязательным атрибутом любого современного финансово-кредитного учреждения», — комментирует директор отдела по маркетингу Банка24.ру Денис Охримович.

Совсем недавно мобильные сервисы полностью находились под контролем операторов сотовой связи, напоминает гендиректор группы площадок OTC.ru Дмитрий Пангин. Но сейчас телекоммуникационные компании теряют своё влияние, и существенная чась экономической инфраструктуры стремительно «погружается» во Всемирную сеть, значение имеет только технический функционал гаджетов.

«Возможности современных мобильных устройств устранили большинство технических преграда для распространения и использования Мобильного банка. Да и в мышлении потребителей происходит революция, – отметил вице-президент МДМ Банка Дмитрий Каштанов. – После нескольких пробных операций через Мобильный банк, клиенты начинают активно оплачивать, по крайне мере, повседневные услуги. Востребованность других каналов обслуживания постепенно сокращается.»

Согласно прогнозам агентства Juniper Research, к 2019 году использовать свои мобильные телефоны для осуществления банковских операций будет порядка 1,75 млрд людей по всему миру. Это почти треть от текущего числа взрослого населения Земли. Например, в этом году количество пользователей систем мобильных платежей составляет 800 млн.

Популярные финансово-мобильные сервисы

На сегодняшний день в России услугу Мобильный банк предоставляют 63% банков из топ-100, сообщает Станислав Мартынов, директор направления iBanking «Техносерва». Различными финансовыми приложениями для смартфонов, согласно данным Markswebb Rank & Report, пользуется более 10 млн россиян.

Функциональные возможности сервисов мобильного банкинга действительно разнообразны. Через Мобильный банк клиенты могут проверять баланс счетов и карт, запрашивать краткую выписку, проводить практически любой платеж, выполнять платежи по шаблонам, предварительно созданным в онлайн банке, а также быстро переводить деньги между собственными счетами. Помимо этого, пользователь Мобильного банка легко может пополнить баланс мобильного телефона, оплатить разнообразные услуги по шаблонам банка (доступ в Интернет и телевидение, услуги хостинг-провайдера и телефонию и т.п.). В случае необходимости имеется возможность оперативной блокировки карты.

Как правило, физические лица проводят через Мобильный банк платежи в пределах 3000 руб. В некоторых банках, предоставляющих, главным образом, услуги предпринимателям, клиенты совершают платежей на 18000 руб. в месяц. Столь мизерная для предприятия сумма месячных оборотов получается из-за того, что представители бизнеса, в основном, оплачивают только мобильную связь, Интернет и другие «повседневные» услуги.

Мобильный банк – проверка временем

Тем не менее, пока немного клиентов решается на использование Мобильного банка. Так, в онлайн банке «Океан» это только 5-8% пользователей, – делится информацией его вице-президент Татьяна Глазачева. В OTC.ru на данный момент также фиксируют только порядка 5% заходов с мобильных устройств, но этот показатель неуклонно растет, добавил Пангин. По его оценке, надо немного подождать, и скоро нас ожидает настоящий бум финансовых мобильных сервисов.

Пока же Мобильному банку предстоит пройти обычную для новой технологии проверку временем. Пройдет всего несколько лет, во взрослую жизнь вступит поколение Y, для которых Интернет и мобильные сервисы стали неотъемлемой частью жизни, и будет технологический взрыв. Ожидая такого развития событий, некоторые участники рынка финансовых услуг уже активно занимаются разработкой полноценных мобильных проектов для участников электронных торгов.

Мир постоянно меняется, такова его природа, будущее за удобными мобильными сервисами, уверенно отмечает Охримович.

«Ключ к популярности мобильных платежей – баланс безопасности и удобства», — выражает солидарность замгендиректора мобильного приложения заказа такси GetTaxi Виталий Крылов.

Этот тренд, на примере транспортной компании, очевиден уже сейчас: примерно половина пользователей производит оплату поездки через мобильный телефон. Реквизиты платежных карт клиентов при этом хранятся на сервере банка-партнера, – пользователи защищены от кражи данных.

Роль Мобильного банка будет возрастать во всех сферах нашей жизни. Чтобы убедиться в этом, достаточно прокатиться на метро или посидеть в кафе, размышляет Каштанов:

«Там мы увидим множество молодых людей, которые сидят рядом, но практически не общаются друг с другом, а завороженно смотрят на экраны своих мобильных устройств».


3.5/2