Приобретение навыков, как правило, идет через некое внутреннее сопротивление: привычные системы взаимодействия с действительностью изменяются не сразу, даже если в результате всех преобразований экономия времени, усилий и денег очевидна.
Возможно, именно этой инертностью можно объяснить то, что обладателей современных смартфонов в нашей стране значительно больше, чем пользователей «Мобильного банка», хотя ряд потенциальных клиентов мобильных офисов обосновывают свое нежелание осваивать финансовые приложения для собственных мобильников тем, что за них придется платить.
О том, во сколько сегодня обойдется «открыть» свой «банк в кармане» и подходит ли он ленивым пользователям, рассказали ведущие специалисты дистанционного банковского обслуживания.
Консерватизм мобильных инноваций
Изучая возможности мобильных банковских приложений, необходимо понимать, что в вопросах оплаты многое определяется политикой банка, устанавливаемой маркетинговыми отделами. Если Вы являетесь клиентом нескольких крупных финансовых организаций, предоставляющих свои мобильные приложения, то без труда заметите отличия между их подходами к работе с клиентами. Банки, ориентированные на розничный бизнес, обладающие широкой базой клиентов, стремятся к безвозмездному предоставлению мобильных услуг.
«С точки зрения нашего банка Мобильный банк – это личный офис для клиента, который всегда находится под рукой, поэтому для наших клиентов эта услуга предоставляется абсолютно бесплатно» – комментирует руководитель управления развития клиентского обслуживания Банка Хоум Кредит Илья Боровов.
Но чем больше функций представлено в приложении для Мобильного банка, тем больше инвестиций оно потребовало и, следовательно, тем затратнее в эксплуатации со стороны кредитной организации, поэтому некоторые банки придерживаются «совмещенной» тарификации оплаты этой услуги.
В Банках, осуществляющих ранжирование клиентов по уровню дохода, социальному статусу, финансовые услуги для мобильных телефонов также подразделяются на пакеты с различной стоимостью. Это объяснить довольно просто: очевидно, у владельца собственного бизнеса требования к уровню мобильного банкинга отличаются от услуг необходимых его подчиненными.
Как заверяет аналитик ИК «Финам Менеджмент» Максим Клягин, у финансовых организаций установлено несколько тарифов для разных пакетов мобильных услуг. Их стоимость в среднем варьируется в пределах $10-30 в год, что существенно меньше тех сумм, которые клиенты расходуют на оплату мобильной связи, так что все эти разговоры о «платности» не выдерживают критики.
Пакеты «со спартанским» количеством функций самые доступные по цене, но и бесплатных сервисов в них минимальное количество. В более привилегированных пакетах включены разнообразные бесплатные дополнения, привлекающие интерес к этим продуктам. Выбор того или иного тарифа определяется персональными запросами клиента.
Мобильный банк – распределение услуг по пакетам
Очевидно, что Банк зарабатывает деньги на предоставлении платных услуг. Однако, для сокращения издержек, привлечения клиентов и разгрузки реальных офисов через развитие виртуальных интернет-кабинетов, для формирования конкурентоспособной среды часть услуг кредитные организации оказывают безвозмездно.
Оптимальный пакет услуг Мобильного банка клиент выбирает самостоятельно. От Банка требуется лишь предоставить клиенту возможность выбора тарифного плана с подходящим набором опций внутри тарифа и функциями перехода в личном кабинете от одного тарифного пакета к другому. Тарифные планы в личном кабинете необходимо дополнить тарифными калькуляторами, где можно посчитать плановые расходы за период.
А вот при выполнении финансовых операций через телефон (оплата услуг, денежные переводы и т.д.), как правило, взимается комиссия. При этом следует заметить, что комиссионный сбор может быть существенно меньше, чем при получении тех же самых услуг в офисе Банка.
«Обычно, для того, чтобы использовать основной функционал, необходимо подключить платный пакет услуг – продолжает разговор замдиректора по развитию электронных услуг Альфа-Банка Андрей Алексахин. – Безвозмездно клиент при помощи приложения может получать информацию (ближайшие отделения, банкоматы, курсы валют), редко какие-либо операции».
Мобильный банк – вариант для ленивых
Укоры пользователей о том, что требуется слишком много усилий или «особый склад ума» чтобы разобраться в тонкостях использования приложения в телефоне, так же ошибочны. Разумеется, для первого ознакомления и наработки новых навыков необходимо время, но даже оно будет потрачено с пользой.
Ведущие банки снабжают свои приложения интуитивно-понятным интерфейсом и делают всё для того, чтобы использование было максимально простым и удобным. Например, мобильное приложение «Сбербанк ОнЛайн» доступно всем владельцам платежных карт Сбербанка. Для его использования требуется лишь получить идентификатор пользователя и пароль.
У приложения весьма обширный функционал, а ряд возможностей уникальны для отечественного банкинга. В частности, перевод средств со счета на счет в режиме онлайн можно выполнить менее чем за секунду. Для этого клиенту следует только указать номер мобильного телефона получателя платежа, если банковский счет последнего зарегистрирован в сервисе «Мобильный банк», то перевести деньги на его счет можно будет моментально.
Непосредственно, в самом «Мобильном банке» Сбербанка имеются экономный и полный пакеты услуг. В случае подключения экономного пакета из «Мобильного банка» исключается услуга сообщений об операциях по карте. При выборе полного пакета «Мобильного банка» устанавливается ежемесячная абонентская плата (30-60 рублей). Но для того, чтобы любой клиент Сбербанка, мог определить, какой из пакетов услуг отвечает его потребностям, в первые два месяца с даты подключения полного пакета «Мобильного банка» плата не взимается.
Услуги банков еще никогда не были столь доступными и понятными, как сейчас. А когда вы начнете использовать мобильный банком, оцените удобство и комфорт этого сервиса, то посещать реальный офис с его кипами бумажных документов, необходимостью оформлять все квитанции и т.д. будете только в крайних случаях.