Эмоции господствуют на фондовых рынках недолго, однако, они способны увлечь за собой по-настоящему большие деньги. По каким признакам определить надувающийся финансовый пузырь, как не поддаться импульсу и не вложить все деньги в лопающийся сегмент рынка.
«Тюльпановая лихорадка»
3 февраля 1637 года на центральных улицах Амстердама царила паника: сотни дельцов, чьи лавки были завалены тюльпанами, сновали по городу в поисках покупателей для своего товара, который резко начал падать в цене. У голландцев, вложивших сбережения в красные бутоны в надежде на быстрое и легкое обогащение, возникли опасения потерять столь многообещающие активы.
Так в феврале 1637-го внезапно завершилась «тюльпановая лихорадка», будоражившая умы голландских обывателей на протяжении нескольких лет. Тюльпановый пузырь стал первым из достоверно описанных историками и вошел в учебники по биржевому делу. На протяжении трех лет, предшествовавших «схлопыванию» цветочного пузыря, цена тюльпанов росла огромными темпами, увеличившись более чем в сто раз.
Исследователи утверждают, что за одну луковицу в те годы платили сумму, эквивалентную десяткам тысяч современных долларов США. Тюльпаны стали предметом коллекционирования для состоятельных голландцев еще с момента их ввоза в Нидерланды с Ближнего Востока, а широкую популярность они завоевали лишь к началу XVII века, после того как перенесли штамм вируса.
На здоровье вида это не отразилось, однако лепестки тюльпанов приобрели более экзотическую и яркую окраску, что неожиданно привело к росту спроса среди флористов и ценителей природной эстетики. Наступило золотое время для голландских цветоводов, их прибыли росли год от года.
По закону перелива капитала в цветочный бизнес потекли огромные инвестиции. К игре быстро стали подключаться спекулянты и простые обыватели. Едва ли не каждый голландец, от банкира до мелкого лавочника, считал своим долгом поучаствовать в гонке за легкими деньгами. По свидетельствам историков, самые отчаянные авантюристы закладывали драгоценности, скот и даже дома, чтобы купить на вырученные деньги заветные луковицы.
Масла в огонь подливали финансисты, которые к тому моменту уже ввели в оборот прообраз современного опциона. Этот биржевой инструмент давал право совершить сделку в течение определенного времени по заранее оговоренной цене. Пользуясь этим, дельцы стали заключать сделки на будущий урожай еще зимой, когда луковицы только высаживались в оранжереи. Причем покупать или продавать реальные цветы было необязательно, можно было просто спекулировать на цене.
Интересно, что стремительное падение рынка началось именно в зимний период, когда распродавался еще несуществующий урожай. Предложение превысило спрос, а реальную стоимость тюльпанов никто еще оценить не мог. Единственным ориентиром для заключения сделок стали уверения продавцов в продолжении роста цен.
Разрыв между справедливой и рыночной ценами продолжал увеличиваться, спекулятивный пузырь рос как на дрожжах. В тот момент, когда предложение начинает превышать спрос, цена актива устремляется к его внутренней стоимости, пузырь лопается, а те, кого постигла неудача оказаться внутри, пополняют армию банкротов.
Недавний финансовый кризис, от которого до сих пор не оправились экономики многих государств, был вызван пузырем, надувшимся на ипотечном рынке США и повлекшим такие катастрофические последствия для всего мира
Справедливости ради заметим, что реальная стоимость – величина довольно абстрактная и может быть рассчитана лишь условно. Ее определение сродни поискам чаши Грааля или истины в последней инстанции. Рыночные сделки постоянно заключаются выше или ниже ее уровня.
Но для того чтобы наполнить финансовый пузырь воздухом, спрос должен быть ажиотажным, когда к покупкам подключаются широкие массы, по крупинкам складывая гигантские капиталы и раздувая пузырь до момента «схлопывания». Из-за жадности недальновидных инвесторов условия сделок постепенно отрываются от реального производства и потребления, уходя в бескрайние просторы финансовых спекуляций.
Финансовый пузырь – найти и обезвредить
Исследователи сходятся во мнении, что образование финансовых пузырей на рынке любого актива имеет разрушительные последствия для экономики.
Во-первых, по причине производственного спада, неизбежно следующего за непродолжительным периодом эйфории, во-вторых, из-за обесценивания огромных капиталов, вложенных в лопнувший актив. В условиях глобальной экономики «схлопывание» пузыря не только опустошает национальную экономику, но и подкашивает мировые финансовые площадки.
Биржевая хроника может поведать нам о десятках пузырей самых разных калибров: спекуляции с акциями британской торговой монополии The South Sea Company, пузырь на рынке недвижимости Флориды. Только за последние 15 лет наблюдались «схлопывания» трех пузырей, имевшие катастрофические последствия для всего мира.
В 1997 году разразился азиатский финансовый кризис, которому предшествовал бум в секторе коммерческой недвижимости на рынках Юго-Восточной Азии. Резкое сокращение инвестиций в высокотехнологический сектор после ажиотажного спроса на акции американских интернет-компаний стало причиной экономического спада в 2001-2002 годах. Наконец, ипотечный пузырь на рынке недвижимости США, который, лопнув, косой прошелся по финансовому сектору и реальному производству всего мира.
Однако, несмотря на солидный опыт финансового сообщества в этом вопросе, достоверно определить, что стремительное расширение рынка является именно пузырем, а не банальным ростом цен, удается только постфактум .
Эксперты относят к классическим признакам финансовых пузырей завышенные цены активов, значительный приток капитала в конкретный сектор, увеличение объема заимствований и количества размещений акций компаний как из сектора, переживающего бум, так и из смежных отраслей, резкий рост инвестиций.
По-иному в этот момент начинают вести себя инвесторы. Исследователи Кармен Рейнхарт и Кеннет Рогофф выделяют в своих работах пять основных поведенческих признаков надувающегося пузыря.
Первый – резкий рост цен на активы в течение длительного времени. Даже в период успешного развития экономики цены на активы очень редко растут беспрерывно в течение нескольких месяцев.
Второй признак – выигрывает каждый инвестор. Поскольку рынок растет, все чувствуют себя победителями. В СМИ широко освещаются истории о том, как пенсионеры и домохозяйки становятся миллионерами, играя на бирже.
На этом фоне появляется третий признак: только ленивый не говорит об инвестировании. Обычно данная тема не популярна в кругах широкой общественности. Но в период раздувания пузырей она становится топовой. Типичная картина в период надувания пузыря – огромные очереди около банка или брокерских контор, проводящих размещение акций.
Описывая ситуацию на американских биржах перед «схлопыванием» пузыря акций интернет-компаний, известный аналитик Уильям Энгдаль вспоминал: «В 2001 году прямо перед обвалом dot.com на NASDAQ некоторые фирмы на Уолл-стрит рекламировали доверчивой публике акции, которые по-тихому сбывали с рук их компании. Не исключено, что продвигались бумаги тех компаний, где их дочерние банки имели финансовые интересы».
Четвертый признак – большое количество неопытных инвесторов на рынке. Исследователи пузырей выяснили, что именно в этот период среди участников торгов появляется больше всего новичков.
И наконец, самый опасный признак – это синдром, получивший название «на этот раз все по-другому», поражающий в первую очередь опытных инвесторов. Они с большой охотой находят причины, подтверждающие, что непрерывное увеличение цен является ростом, основанным на фундаментальных факторах. И чувство опасности, равно как и элементарный здравый смысл, становится чуждо и новичкам, и профессионалам.
Боевой набор инвестора
Арсенал, которым мы располагаем для борьбы с этим биржевым недугом, предлагает нам два основных метода.
Первый из них – экономический – берет за основу фундаментальный анализ, то есть рассматривает реальную экономику, отстраняясь от психологических и ценовых факторов. Его суть сводится к определению справедливой стоимости актива и сравнению его с текущей рыночной ценой.
Казалось бы, что может быть проще, чем рассчитать одну величину, сравнить ее со второй и сделать однозначный вывод? Однако подвох станет явным, когда мы перейдем к определению справедливой стоимости.
Если мы имеем дело с товарными рынками, то расчет справедливой цены осложняется факторами спроса и ограниченности невозобновляемых ресурсов, например нефти или золота. В этом случае определить реальную стоимость затруднительно. Это лишь усиливает влияние психологии и поведенческих слабостей участников торгов.
Один из первых биржевых пузырей спровоцировала «тюльпановая лихорадка», разразившаяся в Голландии. Цены на тюльпаны росли с огромной скоростью, превышая реальную стоимость луковиц в десятки и сотни раз. Но в итоге ажиотажный рост обернулся глобальным обвалом, когда количество продавцов серьезно превысило число желающих приобрести тюльпаны.
Самыми простыми для расчета внутренней стоимости считаются облигации. Они имеют заранее оговоренную норму доходности и дату погашения, что позволяет без труда определить, какой доход они принесут своему владельцу через несколько лет.
В отличие от сторонников фундаментального анализа, приверженцы анализа технического отказываются от идеи поиска справедливой стоимости в чистом виде. Они отталкиваются от аргумента, что в рыночной цене учтены все факторы, которые так или иначе способны повлиять на рыночную ситуацию. Вот почему все усилия стоит сосредоточить на графиках цен и объемах торгов.
Как любой циклический процесс, надувание и «схлопывание» биржевого пузыря имеет несколько стадий. На начальном этапе в сделки вступают, как правило, профессиональные участники рынка и опытные инвесторы. Увидеть будущий пузырь издалека может не каждый, на первых порах об этом сигнализируют только фундаментальные факторы, и для того чтобы заметить отклонение, нужно наблюдать за ними продолжительное время.
На втором этапе к торговле присоединяется широкая публика, рядовые инвесторы. Вокруг растущего актива начинается ажиотаж, цена проходит до двух третей своего совокупного роста, объемы сделок достигают максимумов.
На завершающей стадии перед «схлопыванием» финансового пузыря темпы торговли начинают падать, заинтересованных в активе становится все меньше. Однако цены по инерции могут продолжать рост с прежней силой. Наблюдение за объемами торгов, а также применение простейших инструментов технического анализа позволяют избежать ловушки биржевых пузырей и подскажут, когда пришло время продать актив.
Правила выживания на рынке финансовых пузырей
В практической торговле профессионалы советуют всегда использовать стоп-приказы, с помощью которых можно ограничить убытки и вовремя зафиксировать прибыль.
Нередко начинающие инвесторы, стремясь отыграться, усредняют позицию. Если открытая позиция, скажем, на акции, купленные с расчетом на последующий рост, становится убыточной и рынок идет против вас, от нее лучше отказаться. Случается, что, следуя нерациональным порывам, при возникновении убытков участники торгов не закрывают сделку, а начинают наращивать активы в убыточном направлении. Не стоит забывать, что «схлопывание» пузыря означает уменьшение цены в несколько раз, а в условиях кризиса такая стратегия однозначно приведет к сокращению вашего депозита.
Совершая сделку, каждый инвестор должен иметь четкий план действий, который отвечает на вопросы: на какое движение рынка вы рассчитываете, с какой прибылью готовы закрыть позицию и на каком уровне намерены зафиксировать убытки, если рынок не оправдает ваших ожиданий.
Не будем фокусироваться лишь на негативных сторонах спекулятивных пузырей. Это явление открывает широкие возможности для эффективного вложения капитала при условии грамотного применения фундаментального и технического анализа.
Почти классикой стал пример американского миллиардера Ричарда Рейнуотера, который в конце 80-х годов прошлого века вложил порядка 300 млн долларов в ценные бумаги топливно-энергетических компаний и нефтегазовые контракты. Такое решение в те годы аналитики посчитали сумасшествием, весь мир вкладывал в акции интернет-компаний, казавшихся технологическим чудом и сулящих сотни процентов прибыли. После обрушения интернет-рынка цены на нефть начали расти семимильными шагами.
Впоследствии ставка Рейнуотера на энергетические активы была признана аналитиками одним из самых дальновидных инвестиционных прогнозов нашей эпохи. Финансовая смекалка принесла ему до 2 млрд долларов США. Своевременно разглядев появление пузыря в нефтяном сегменте, он поднялся более чем на пятьдесят позиций в списке 400 богатейших американцев по версии журнала Forbes в 2007 году. Его состояние в общей сложности составило 3,5 млрд долларов США.