Мобильный банк революционизировал финансовый рынок. Ранее существовавший принцип «наличные когда угодно» была расширен до «безналичные операции когда угодно и в любом месте». Обращая внимание на эти тенденции, даже регуляторы взялись за стимуляцию безналичного оборота в экономике. В частности, одна из последних законодательных инициатив Минфина РФ предусматривает введение ограничений на наличный расчет по сделкам более 600 тыс. рублей.
Клиент – сам себе операционист
Почему же то, что происходит рынке финансовых услуг благодаря Мобильному банку мы воспринимаем как революцию, а не как логическое развитие онлайн-банкинга? Потому что Мобильный банк обладает уникальными качествами, которые он получает от мобильных устройств. Потому что он разрушает преграды мешавшие осуществлять банковские операции в любом месте и в любое время.
Мгновенное получение уведомлений об операциях и актуальной информации за счет вездесущего Интернета. Геолокация: с помощью сервисов навигации клиент всегда может быстро найти ближайший офис банка или его партнеров, которые предоставляют уникальные предложения. Наличие фотокамеры дает возможность сканировать чеки и квитанции для оплаты или QR-коды для быстрого выполнения платежей. Помимо этого, клиент всегда сможет сделать видеозвонок в службу поддержки банка для консультации у специалиста. А связь с социальными сетями позволит сделать банковские услуги частью повседневной жизни людей и обеспечит индивидуальный подход к каждому клиенту.
Таким образом Мобильный банк – это эволюция онлайн-банка и его ветвь, которая отделилась и стала по-настоящему независимой. Использование мобильного банка позволяет сделать так, чтобы клиент посещал офис всего один раз – для идентификации личности (например, по паспорту): в последующем все операции можно будет производить дистанционно.
Сегодня на рынке финансовых услуг появляются игроки, которые вообще не имеют ни одного реального отделения. Например, банк ТКС, сводящий все «физическое» сотрудничество с клиентами к общению с курьером.
Все это указывает на то, что в ближайшее время мы будем свидетелями масштабного передела банковского рынка. Чтобы не оказаться на обочине этой борьбы, банкам придется сконцентрировать свои усилия для поддержания имеющихся позиций. Это заставляет банки адаптироваться к новой среде и конкурировать с нефинансовыми организациями на их рынках.
Интересен еще один тренд. Инфраструктура по обслуживанию банковских карт совершенствуется, число точек приема карт быстро растет, весьма широкое распространение получают бесконтактные платежи. В 2012 году, впервые в истории России, объем безналичных расчетов, произведенных через банковские карты, превзошел объем по обналичиванию денег. А согласно результатам исследованию рынка мобильной связи, выполненному «Делойтом», в 2012 году более половины россиян готовы были использовать телефон для оплаты услуг и товаров.
В будущем Мобильный банк сможет еще упростить выполнение переводов между клиентами – достаточно будет знать только номер телефона или даже просто находиться рядом: технология BUMP-переводов позволяет осуществлять платежи при контакте двух аппаратов. Уже в скором времени отправить деньги с помощью мобильного устройства будет так же легко, как передать наличные из рук в руки.
Существенным фактором, сдерживающим рост популярности мобильного банка среди населения, является недоверие к данному каналу обслуживания. Люди сомневаются, что мобильные приложения могут обеспечить соответствующий уровень безопасности при исполнении банковских операций. И какой-то мере они правы. Кроме традиционных рисков, мобильный канал общения с банком включает в себя ряд новых рисков, связанных с технологиями. Формирование информационной безопасности в самое ближайшее время должно стать главным направлением развития мобильных каналов обслуживания банка. Вместе с этим новые модели смартфонов оснащаются датчиками для идентификации по отпечатку пальца, ритму сердца и др., что обеспечивает повышенный уровень безопасности.
Сегодня мы наблюдаем реформирование образа банкира. Банки все чаще предстают в глазах своих клиентов не как окостенелые финансовые учреждения, а как современные компании, которые благодаря инновационным технологиям и новейшим каналам обслуживания внедряют наиболее продвинутые решения для того, чтобы сохранить актуальность и привлекательность для нового поколения клиентов.