Сбербанк России в очередной раз предупреждает клиентов о распространении нового вида телефонного мошенничества. На мобильные устройства стали поступать SMS-сообщения (в т.ч. якобы от имени Сбербанка) с информацией об поступлении денег на счет клиента по ошибке. Далее, от граждан, обратившихся на указанный в сообщении номер, требуют вернуть перечисленные денежные средства на счет в банке или счет мобильного телефона.
Еще одной распространенной схемой обмана является рассылка «SMS-уведомлений» с сообщением о блокировке банковской карты и просьбой связаться по указанному в sms телефону (как правило, это мобильный номер другого региона РФ).
Всем дозвонившимся мошенники представляются сотрудниками службы помощи, службы безопасности, администраторами информационной сети Сбербанка и т.д. При общении клиенту объясняют, что официальный телефонный номер Сбербанка 8-800-555-5550 временно не работает по техническим причинам, и предлагают свои «услуги» для снятия блокировки карты.
Затем просят подойти к устройству самообслуживания (терминалу или банкомату) и, вставив карту в приемник, произвести определенный набор действий, под «чутким» руководством телефонного «консультанта». В итоге, оказывается, что клиент со своей банковской карты пополняет счета мобильных телефонов преступников.
Также, в процессе разговора, мошенники под различными предлогами стараются получить номер карты, а если возможно, и срок ее действия. В случае передачи такой информации, спустя некоторое время злоумышленники получают практически полный доступ к денежным средствам жертвы.
При этом мошенники проявляют завидную фантазию и на смену одним быстро приходят другие «легенды». В свете этого, будет полезно напомнить некоторые правила безопасного использования Мобильного банка:
- сотрудники Сбербанка не связываются с клиентом для получения информации по карте;
- все мобильные рассылки банка по вопросам обслуживания карт осуществляются с номера 900 и могут содержать только телефонные номера Службы помощи банка, указанные на оборотной стороне банковской карты;
- снять блокировку карты, заблокированной по инициативе банка, через устройствах самообслуживания (банкоматы, терминалы) невозможно;
- сообщения от банка не могут содержать информацию о смене телефонного номера Службы помощи на другой (тем более мобильный!) номер.
Если Вы получили вызывающее подозрение sms-сообщение, но никаким образом еще не передавали никому свои личные данные или реквизиты своей карты – лучшим решением ситуации будет игнорирование возможности каких-либо контактов с потенциальными злоумышленниками. Обращение в полицию в таком случае, будет иметь лишь уведомительный характер. При возникновении проблем и вопросов по работе с банковской картой, клиенту следует обращаться в филиал банка по месту открытия карточного счета, либо по номеру Службы помощи, указанному на оборотной стороне банковской карты.
В случае если Вы все же стали жертвой преступников, Вам следует как можно быстрее заблокировать скомпрометированную карту и, в случае кражи средств, обратиться с заявлением в полицию.
Для полного контроля за движением денег на счете банковской карты Сбербанк России рекомендует подключить услугу «Мобильный банк». Полный пакет данной услуги предусматривает отправку sms-уведомлений по каждой операции по карте (к «мобильному банку» можно подключить как основную карту, так и все дополнительные), а также опцию «Индивидуальный особый режим». Она позволяет запретить или ограничить выполнение операций по карте за пределами России, актуальна она и для тех, кто не покидает пределов страны, а использует карту только на территории РФ.