Динамичное развитие рынка платежных карт несёт с собой различные опасности. Почти каждый год пресса описывает новые, всё более изощренные методы, применяемые ворами для получения данных карты и выполнения с их помощью мошеннических сделок.
Многие из этих методов используют нашу наивность, безрассудство и отсутствие знаний об основных принципах безопасности использования платежных карт. Иногда мы сами облегчаем работу ворам и совершаем грубую небрежность, например, предоставляем свой PIN-код посторонним лицам или сохраняем его на платежной карте. Также бывает, что карта теряется или попадет в чужие руки в результате ограбления или кражи кошелька.
Стоит ознакомиться с правилами банка
Независимо от того, были ли мы жертвами грабежа, фишинга или сами передали PIN-код и CVV2/CVC2 третьим лицам, мы должны помнить, что в этом случае у нас есть строго определенные процедуры. Они описаны в правилах нашего счета и / или карты и представляют собой набор руководящих принципов, которые мы должны соблюдать, если хотим, чтобы банк взял на себя ответственность за несанкционированные платежные операции и вернул нам украденные деньги.
Основное требование, фигурирующее в нормативных документах каждого банка, заключается в том, чтобы мы как можно скорее сообщили о факте утери, кражи, присвоения или уничтожения карты, а затем о блокировке «пластика».
Важно! Фраза «немедленно», появляющаяся в положениях, является искаженным термином и может интерпретироваться банком по-разному (как «немедленно», «без лишних задержек» или после «прекращения, препятствующего завершению действия»). Учитывая этот факт, в случае кражи или несанкционированного использования карты, пожалуйста, сообщите об этом банковском инциденте, как только у вас появиться такая возможность – в противном случае банк может расценивать ваше опоздание как нарушение правил.
Помните! Карта должна быть заблокирована сразу после её утраты – невыполнение этого обязательства является нарушением банковских норм и имеет серьезные финансовые последствия.
Как заблокировать банковскую карту
Владелец карты или пользователь карты обязан выполнить блокировку, позвонив по номеру круглосуточной горячей линии или связавшись с банком по другим каналам доступа (например, мобильное приложение, система транзакций).
Визит в отделение банка не всегда будет эффективным
Мы также можем заблокировать карту в отделении банка, но для этого нам необходимо предоставить удостоверение личности (это может быть затруднительно, если карта и удостоверение личности находились в одном и том же украденном кошельке). В этой ситуации необходим предварительный визит в полицию и получение документа, временно заменяющего удостоверение личности. К сожалению, сообщение о краже в правоохранительные органы может занять много времени – достаточно, чтобы воры полностью очистили наш аккаунт.
Однако, здесь следует добавить, что в филиалах некоторых банков клиент, у которого нет удостоверения личности, может, тем не менее, заблокировать карту, попросив сотрудника предоставить место для использования онлайн-банка или позвонить по горячей линии. Стоит проверить, предлагает ли банк такую возможность, потому что это не распространенная процедура.
Использование горячей линии банка – лучший способ
В случае потери всех документов самым быстрым решением будет связаться с банком по горячей линии. Необходимо подготовиться к тому, что во время разговора сотрудник банка запросит у нас данные, которые подтвердят нашу личность, а затем навсегда заблокирует карту, указав дату, время и минуту её блокировки. Некоторые банки, по требованию пользователя карты, также выдают письменное подтверждение этой операции.
Помните! Чтобы немедленно заблокировать карту, вам нужно знать номер телефона вашего банка. Если вы не можете запомнить его, сохраните его в памяти телефона или в календаре. Сделайте это прямо сейчас!
Кто может заблокировать карту
В большинстве банков блокировка карты может быть осуществлена только владельцем или пользователем. Однако, некоторые банки допускают исключения, позволяя блокировать карту другому лицу, при условии, что оно предоставит всю информацию о держателе, необходимую для блокировки, такую как: имя и фамилия, дата рождения и фамилия матери.
Стоит знать, что некоторые банки вводят дополнительные правила, которые должен выполнить «несчастный клиент».
Например:
В случае кражи, незаконного присвоения, несанкционированного использования или доступа к карте, владелец должен уведомить о преступлении правоохранительные органы.
Проверьте правила своего банка о том, нужно ли вам сообщать об этом факте в полицию в случае кражи или незаконного присвоения данных вашей карты.
Сфера ответственности держателя карты
В каждом регламенте мы также находим информацию о сфере ответственности пользователя и финансового учреждения. Стоит внимательно их изучить, поскольку в этих записях указывается, в каких ситуациях банк не вернет нам украденные деньги, а в каких – по закону обязан это сделать.
Правила безопасности, применимые к пользователю карты, вытекают непосредственно из акта об электронных платежных инструментах и идентичны в каждом банке. Владелец карты при получении должен принять необходимые меры, чтобы не нарушить индивидуальную безопасность карты.
Его долг:
- хранение карты, данных карты и PIN-кода с должной осмотрительностью
- не хранить карту вместе с пин-кодом
- не передавать карту и PIN-код другим людям
- немедленно уведомить банк о потере или краже карты
Нарушение этих правил освобождает банк от ответственности за все несанкционированные транзакции, совершенные с картой (как выполненные до её блокирования, так и после уведомления) . Другими словами, если банк докажет нам «грубую небрежность» и игнорирование рекомендаций – он не вернёт ни копейки украденных денег.
Между теорией и практикой
Хотя Закон об электронных платежных инструментах определяет сферу ответственности как клиента, так и банка за несанкционированные транзакции с дебетовой картой, некоторые из формулировок, содержащихся в нём, настолько расплывчаты, что их можно толковать довольно широко. В законе не указано, как определить «грубую небрежность» при использовании карты и что такое «поддержание должной осмотрительности» при хранении платежного инструмента.
Следует признать, что в Законе также говорится, что пользователь карты «обязан использовать платежный инструмент в соответствии с соглашением», то есть он ссылается на внутренние положения финансовых учреждений, в которых должны быть указаны конкретные положения. В результате банки трактуют «грубую небрежность» на своё усмотрение.
Блокировка карты: практические советы
- Помните, что хранение карты не только в ваших интересах, но и является юридическим обязательством. Заблокируйте карту немедленно, если она была украдена, утеряна, скопирована, использована посторонним лицом, были разглашены данные карты или PIN-код или вы подозреваете такую ситуацию.
- Сохраните номер горячей линии банка в памяти телефона, чтобы иметь возможность быстро заблокировать свою платежную карту.
- Как можно скорее после обнаружения кражи свяжитесь с банком и заблокируйте карту или – если у вас есть возможность – сделайте это самостоятельно, используя мобильное приложение или онлайн-банк.
- Ознакомьтесь с процедурами, связанными с безопасностью платежных карт в вашем банке, и строго соблюдайте все правила.
- Если вы приобрели страховку по карте – также обратитесь к страховщику для уточнения условий получения страховки.