Как распознать голосовой фишинг и защитить себя от мошенничества

Россия
Обновлено: 2023-11-08

Сегодня фишинговые атаки распространены как никогда. В частности, голосовой фишинг, или вишинг, становится всё более популярным видом мошенничества, на который следует обратить внимание.

При вишинге мошенник звонит вам по телефону или с помощью голосового сообщения в надёжде получить личную информацию, которую затем можно будет использовать для доступа к вашим деньгам или другим преимуществам.

Но, не волнуйтесь: мы изложили всю важную информацию, необходимую для обнаружения вишинга и защиты себя и своих близких. Читайте дальше, чтобы узнать больше.

Что такое вишинг

Значение слова «вишинг» (анг. vishing) происходит от сочетания двух слов: «voice (голос)» и «phishing (фишинг)».

Угроза для банковского счета от вишинка

Вишинг-атака – это разновидность фишингового мошенничества, осуществляемая посредством телефонного звонка или голосовой почты. Оно попадает в категорию «киберпреступлений», поскольку представляет собой метод, используемый мошенниками для получения доступа к деньгам или другой личной информации жертв. Они могут попытаться получить доступ к банковскому счету человека, украсть номера кредитных карт или даже обманом заставить его перевести деньги самостоятельно.

Как работает вишинг

Не зря вишинг стал настолько популярен среди мошенников. Он использует, так называемую, социальную инженерию – технику, которая опирается на естественные человеческие инстинкты, такие как доверие, страх, жадность или желание помочь другим.

Киберпреступник попытается вызвать у вас эти чувства, опираясь на панику или другие эмоции, которые могут затуманить ваши суждения, и попросит вас передать ему деньги или другую информацию.

Они могут напугать вас, заявив, что ваши деньги находятся под угрозой, вдохновить обещанием отличной инвестиционной схемы или умолять помочь нуждающемуся.

Социальная инженерия вишинга вызывает у вас желание действовать быстро, а не логически и спокойно обдумывать ситуацию.

Распространенные мошенничества с вишингами

Киберпреступники часто выдают себя за кого-то, кому вы обычно доверяете, например, за представителя вашего банка, сборщика налогов, инвестиционного консультанта или представителя вашей страховой компании. Это означает, что вы с большей вероятностью доверите им свои деньги или финансовые данные.

Они могут адаптировать свои звонки к региону, в котором вы живете, времени года, вашему возрасту и другим личным данным.

Вот некоторые из наиболее распространенных способов обращения к вам:

  • Скомпрометированный банковский счет. При этом типе вишинг-атаки фишеры могут позвонить вам и сообщить, что ваш банковский счёт взломан и находится под угрозой кибератаки. Затем звонящий может попытаться убедить вас перевести деньги с вашего банковского счета на «более безопасный» счет или попросить вас предоставить данные для входа в систему, чтобы решить проблему. Надёжный банк никогда не просит об этом клиентов во время спонтанного телефонного звонка, поэтому безопаснее всего просто повесить трубку. Если вы всё ещё обеспокоены, обратитесь в свой банк, чтобы убедиться, что ваш счёт в порядке.
  • Предложение мечты. Некоторые мошенники могут позвонить вам и предложить кредит, приз или заманчивую инвестиционную возможность. Эти предложения могут показаться очень заманчивыми, поэтому у вас может возникнуть соблазн поверить им. Но, не обманывайтесь: если вам звонит представитель лотереи, в которой вы никогда не участвовали, и спрашивает вашу личную информацию, повесьте трубку. Если предложение звучит слишком хорошо, чтобы быть правдой, – вас обманывают.
  • Налоговые аферы. Некоторые вишинг-преступники выдают себя за сборщиков налогов, угрожая или пугая своих жертв разговорами о непогашенной налоговой задолженности и огромных штрафах. Эти звонки могут особенно тревожить, но не позволяйте страху взять над вами верх. Даже если у вас есть непогашенная задолженность, всегда проверяйте, что счета поступают от уполномоченного учреждения, прежде чем совершать какие-либо платежи.
  • Мошенничество в сфере медицинского или социального обеспечения. Киберпреступники иногда выдают себя за представителей ФОМС или социального обеспечения, пытаясь украсть пособия или наличные. Пожилые люди, которые часто становятся жертвами подобных мошенничеств, с большей вероятностью оказываются в изоляции и могут не знать о распространенности фишинга. Чтобы защитить своих близких от фишинга, поговорите с ними о наиболее распространенных видах мошенничества и объясните им, почему им никогда не следует спешить раскрывать свои банковские реквизиты или другую личную информацию неизвестным абонентам.

Профилактика вишинга – как защитить себя

Научиться предотвращать вишинг довольно просто. Мы расписали основные шаги, которые вам следует выполнить, чтобы не стать жертвой вишинг-атак:

  1. Никогда не сообщайте и не подтверждайте свои личные данные по телефону, даже если звонящий называет себя представителем вашего банка. Ни один законный абонент не попросит вас сделать это. Если они это сделают, воспримите это как предупреждающий знак того, что вы, возможно, столкнулись с вишингом, и повесьте трубку. Обязательно сообщите об этом звонке в свой банк.
  2. Не отвечайте на звонки с незнакомых номеров. Переведите звонок на голосовую почту и оцените его оттуда. Или, если вы считаете, что это был законный звонок, перезвоните по этому номеру с другого телефона. Если это было мошенничество, этот звонок, скорее всего, не пройдёт.
  3. Не отвечайте на электронные письма, текстовые сообщения или сообщения в социальных сетях с просьбой указать ваш номер телефона. Часто это первый шаг, который делают киберпреступники, чтобы в будущем они могли нацелиться на вас с помощью вишинг-звонка.

Как распознать вишинг-мошенничество

Чтобы обнаружить вишинг-атаку, вам нужно обратить внимание на некоторые основные красные флажки. Если вы чувствуете спешку, манипулирование или панику, это может быть признаком того, что звонивший на самом деле мошенник.

Первый шаг в предотвращении вишинга – повесить трубку для любого звонящего, спрашивающего ваши данные. Это может включать ваш адрес, информацию о банковском счете, номера банковских карт или пароли. Если вам задали эти вопросы ни с того ни с сего, просто завершите разговор. Ни одна уважаемая компания не будет собирать вашу информацию таким образом.

Часто задаваемые вопросы о вишинге

Что такое вишинг?

Вишинг – это, по сути, фишинговое мошенничество, осуществляемое по телефону или посредством голосового сообщения. Мошенники делают это, чтобы убедить людей поделиться личной информацией, такой как адрес, пароли или данные кредитной карты. Затем они могут использовать эту информацию для кражи денег или социальных пособий, мошенничества с кредитными картами или даже попытки кражи личных данных.

Чем опасен вишинг?

Столкновение с вишингом может привести к мошенничеству с кредитными или дебетовыми картами, получению кредитов на ваше имя или потере ваших пособий или сбережений. Если киберпреступник накопит долги на ваше имя, это также может нанести ущерб вашему кредитному рейтингу в долгосрочной перспективе. В некоторых случаях может быть сложно вернуть деньги, потерянные в результате мошенничества с вишингом.

Вишинг особенно опасен тем, что вызывает панику у своих жертв, манипулируя ими и вынуждая их выдавать деньги и информацию.

Каковы признаки вишинг-атаки?

Самым важным признаком того, что вы подвергаетесь вишинг-атаке, является то, что человек на другом конце телефона запрашивает ваши личные данные, такие как адрес, данные банковского счета или пароли. Ни одна законная организация никогда не спросит вас об этом по телефону.

Часто мошенник притворяется кем-то, обладающим властью или доверием, например, менеджером вашего банка, сборщиком налогов или страховым консультантом.

Если вы чувствуете панику или давление с требованием поделиться своими данными, это явный признак того, что это может быть звонок вишинга – и вам следует повесить трубку.

Как предотвратить вишинг?

Постарайтесь разрешить перенаправление всех звонков с неизвестного номера на голосовую почту. Таким образом, вы сможете спокойно проверять свои сообщения в свободное время. Никогда не сообщайте свои данные по телефону – помните, что законная организация не будет спрашивать у вас эту информацию, даже полиция или ваш банк.

Если вы подозреваете, что звонящий человек – мошенник, завершите разговор и попробуйте позвонить по этому номеру с другого телефона.

Что мне делать, если я стал жертвой вишинга?

Если вы поделились какой-либо личной информацией по телефону и подозреваете, что, возможно, стали жертвой мошенничества с вишингом, важно принять меры быстро.

Если можете, заморозьте свою банковскую карту и смените пароли к своим учетным записям. Вам также следует как можно быстрее связаться с вашим банком. Они посоветуют вам, какие дальнейшие шаги можно предпринять, чтобы свести к минимуму любые неблагоприятные последствия.


5.0/1