Одним из самых распространенных видов мошенничества с банковскими картами является скимминг (от англ. skim – снимать) – кража данных карты при помощи специальных электронных считывающих устройств (скиммеров), которые накладываются на приемное отверстие банкомата.
Если вставить карту в банкомат с таким устройством, вся информация с магнитной полосы карты (номер карты, имя держателя, срок окончания ее действия, CVV- и CVC коды) через какое-то время передается посредством online-технологий мошенникам.
– Накладка для получения информации с магнитной полосы, как правило, замаскирована под стандартный картоприемник, — поясняет главный инспектор сектора по противодействию мошенничеству управления безопасности Северо-Западного банка ОАО «Сбербанк России» Виталий Павлюк. — Обнаружить наличие устройства-скиммера можно по выступающей части устройства перед картоприемником. Обычно в дополнение к скиммеру на банкомат мошенники устанавливают накладку на клавиатуру, которая считывает и запоминает вводимый PIN-код. Толщина фальшивой клавиатуры всего несколько миллиметров. Определить ее наличие можно по увеличившейся высоте клавиатуры, необычному ее расположению над общей поверхностью.
Мошенники могут фиксировать PIN-код и посредством портативной микровидеокамеры, спрятав ее поблизости от банкомата либо вмонтировав в специальную накладку или сам скиммер.
Заполучив данные банковской карты, злоумышленники изготавливают ее дубликат, при помощи которого снимают деньги со счета карты.
Еще один способ карточного мошенничества – «ливанская петля». В этом случае в картридер вставляется приспособление из куска резины, которое задерживает банковскую карту в банкомате, что позволяет украсть ее, пока настоящий владелец обращается за помощью.
Функционирующая в Сбербанке система мониторинга транзакций и обращений клиентов позволяет оперативно выявлять случаи установки скиммингового оборудования. Все скомпрометированные карты немедленно блокируются, чтобы мошенники не смогли совершить хищение средств. Для перевыпуска карты клиент должен обратиться в банк. В свою очередь банк активно содействует правоохранительным органам в установлении злоумышленников.
Чтобы обезопасить себя от подобного рода хищений, внимательно относитесь к совершению любых операций с банковской картой и старайтесь выполнять несложные правила безопасности:
- избегайте отдельно стоящих банкоматов в безлюдных местах. Отдавайте предпочтение банкоматам внутри филиала банка, где злоумышленникам проблематично установить дополнительное оборудование;
- перед проведением операции изучите банкомат на наличие «лишних» устройств, не соответствующих его конструкции и размещенных на панели набора PIN-кода и в прорези для приема карт. Если клавиатура или картоприемник банкомата оснащены дополнительными устройствами, не используйте банковскую карту и расскажите о своих подозрениях сотрудникам банка по телефону, указанному на банкомате;
- не прикладывайте дополнительных физических усилий, чтобы вставить банковскую карту в картоприемник банкомата. Если карта не подходит, откажитесь от попытки осуществления операции на этом банкомате;
- при вводе PIN-кода прикройте клавиатуру рукой, чтобы находящиеся в непосредственной близости люди не смогли его увидеть, или держите на клавиатуре обе руки, чтобы при съемке на видеокамеру не было понятно, какую кнопку и в какой момент вы нажимаете;
- после завершения операции обязательно возьмите чек;
- если банкомат работает некорректно, откажитесь от выполнения текущей операции, нажав на клавиатуре кнопку Отмена, и заберите свою карту;
- в момент оплаты покупок пластиковой картой не теряйте ее из вида и сохраняйте чек до получения очередной выписки по счету;
- подключите услугу «Мобильный банк», чтобы по SMS-уведомлениям контролировать все операции, совершенные по банковской карте, а в случае выявления подозрительных действий быстро связаться со Сбербанком для прояснения ситуации и при необходимости блокировки карты;
- никому и никогда не раскрывайте ваш PIN-код ни устно, ни письменно, ни по электронной почте, ни в SMS-сообщении. Банк не запрашивает такую информацию ни при каких обстоятельствах;
- никому и никогда не отправляйте реквизиты вашей карты (номер карты, срок ее действия, PIN-код, код безопасности), особенно при поступлении SMS с сомнительных мобильных номеров;
- не отсылайте ответных SMS и не звоните на незнакомый вам номер телефона, с которого вам поступило сообщение или был звонок с просьбой предоставить реквизиты вашей карты;
- храните PIN-код отдельно от карты и уж тем более не пишите его на самой карте;
- не слушайте советы третьих лиц, а также игнорируйте их предложения о помощи при осуществление операций по карте в банкоматах;
- если при выполнении операции банкомат не возвращает вашу карту, свяжитесь с банком по телефону, указанному на банкомате, и сообщите обстоятельства произошедшего. Далее следуйте инструкциям сотрудника банка;
- бережно относитесь к карте. Обнаружив пропажу «пластика», незамедлительно звоните в банк и блокируйте карту. Для этого всегда держите номер телефона Клиентской службы банка 8-800-555-55-50 под рукой – лучше всего внести его в память мобильного телефона;
- помните номер, с которого вам поступают SMS-уведомления от банка об действиях по карте, и формат этих уведомлений. Игнорируйте все отличные от стандартных сообщения. Для решения любых вопросов звоните на «горячую линию» Сбербанка, а не отвечайте на SMS;
- для оплаты онлайн-покупок оформите отдельную карту. Если это кредитка, оформите минимальный лимит кредитования, чтобы с нее невозможно было украсть существенную сумму. Если это дебетовая карта, держите на ней минимум необходимых денежных средств.
Практически все преступления, имевшие целью счета клиентов Сбербанка, к настоящему времени раскрыты. Об этом рассказал Президент, Председатель Правления Сбербанка России Герман Греф. Совсем недавно, при деятельном участии Сбербанка, были найдены и арестованы участники двух преступных групп, организовавших мошеннические атаки в отношении клиентов банка. Требование от правоохранительных органов 100-процентной раскрываемости таких преступлений – принципиальная позиция Банка!