Найти, даже в необозримых просторах интернета, полноценный рейтинг сервисов Мобильного банковского обслуживания (в отличие от интернет-банков) практически невозможно.
Вероятно, причина этому сравнительно низкое количество клиентов, использующих Мобильный банк, и отсутствие выраженного интереса у рейтинговых агентств и авторитетных деловых изданий к финансированию таких проектов.
Дело в том, что реальное формирование качественного рейтинга, ввиду существенных отличий функциональности и одновременной работы разных версий на нескольких мобильных платформах, потребует огромных трудозатрат высококвалифицированных экспертов.
Например, такой подход в создании рейтинга систем дистанционного банковского обслуживания используют в агентстве «Эксперт-РА».
Поэтому определение степени удобства и комфортности пользования Мобильным банком оставляется на откуп пользователя. Сам я редко использую мобильные устройства для управления счетами в банке, предпочитая в разъездах иметь под рукой ноутбук с 3G-модемом. Да и сами банковские организации на данный момент позиционируют свои сервисы Мобильного банка не как конкурента, а как надстройку к системе интернет-банка.
Впрочем, будущее Мобильного банка выглядит вполне позитивно – в последнее время активно разрабатываются приложения для мобильных устройств, которые значительно упростят выполнение платежей.
В частности, распознавание формы-извещения об уплате штрафа или налогового уведомления и автоматическое создание платежа по указанным реквизитам, после чего нужно будет только вписать сумму платежа и подтвердить оплату. Также существуют разработки для совершения повторяющихся платежей через управление голосом. Как они будут приняты «народом» – покажет время.
С появлением богатого выбора планшетных компьютеров на различных платформах именно их можно будет отнести к оптимальным средствам регулярного выполнения мобильных банковских операций – они более компактны чем ноутбук, но дают больше возможностей, чем самые современные модели смартфонов, и способны длительно работать в автономном режиме.
Небольшие, но часто повторяющиеся платежи уже сейчас выгоднее и удобнее отправлять через мобильник. Очевидно, что в ближайшее время, многие массовые финансовые транзакции – оплата счета в баре, оплата за билета в общественном транспорте, приобретение товаров в магазинах и т.п. – будет выполняться бесконтактным способом со счета мобильного телефона или прикрепленных банковских карт.
Современные модели мобильных устройств уже оснащаются соответствующими чипами, что при существующих масштабах рынка телефонов не влияет сколько-нибудь значительно на розничную цену устройств.
Тем не менее реальную массовость Мобильный банк сможет обрести только через 2-3 года, когда им будут пользоваться десятки миллионов соотечественников для осуществления регулярных платежей покупки товаров, оплаты услуг, платежей по кредитам и т.д. В первую очередь, Мобильный банк будет востребован со стороны тех, кто в силу образа жизни или особенностей профессии много времени проводит в разъездах.
Но, пожалуй, для максимально широкого распространения мобильного банкинга в России должны переформатироваться не только банки, но и мы сами.