Услуга оплаты билетов «Аэроэкспресс» теперь доступна для всех клиентов Сбербанка, подключенных к сервису «Мобильный Банк». Непосредственно со смартфона можно произвести оплату билетов на любое направление «Аэроэкспресса» в любой момент. Ссылка на купленный таким способом билет сохранится в телефоне в SMS-сообщении. Теперь не нужно стоять в очереди и тратить время на покупку билетов в кассе.
О создании нового уникального сервиса покупки билетов на «Аэроэкспресс» через Мобильный банк рассказал главный руководитель проектов управления по Розничному блоку «Сбербанк Технологии» Максим Сенченко.
Суть проекта:
«Для того, чтобы оплатить билет на «Аэроэкспресс» в любом направлении достаточно с телефона отправить SMS на номер 900 с командой «АЭ». Меню Мобильного банка подскажет, как выбрать направление и подтвердить факт оплаты билета. После этого на смартфон приходит ссылка на билет, в котором расположен QR-код. Чтобы воспользоваться билетом, нужно поднести к турникету QR-код. Он будет считан, и доступ открыт. На все операции уходит несколько секунд. Списание происходит с основной карты, к которой подключен Мобильный банк».
Как всё начиналось:
«Впервые сервис активных платежей за отложенные услуги через SMS был запущен в 2012 году при подключении интернет-магазина kassir.ru для оплаты посредством SMS. Благодаря этому сервису все клиенты Мобильного банка Сбербанка смогли оплачивать билеты на различные развлекательные мероприятия. На подходе была оплата билетов «Аэроэкспресс» – очень удобный способ покупки билетов с помощью мобильного телефона. От реализации этих двух проектов клиенты Сбербанка получили полную мобильность – оплата с помощью телефона билетов в театры, на концерты, покупка проездных документов доступны уже сейчас. В ближайшем будущем планируется развивать платежи с помощью телефона, задействовав всё новые и новые области».
Руководитель проектов ДКО СБТ, Александр Мирзоян: «Идея такого сервиса не нова, другие банки используют СБОЯ для развития этого направления оплаты услуг, но специалистам Сбербанка удалось разработать уникальный продукт. Для эффективности и удобства клиентов банка было выбрано направление интеграции через мобильный банк, которое позволило без установки дополнительного программного обеспечения использовать стандартные функции сотовой связи (смс, интернет), предусмотренные мобильным оператором. Таким образом, сохранились удобство и оперативность обработки данных. Клиенту не нужно стоять в очереди и купленный билет можно использовать в течение всего дня».
Как реализуется проект:
«Завершились переговоры между «Банк XXI» и «Аэроэкспресс», бизнес-заказчик дал «зеленый свет» на реализацию. Несмотря на простоту в использовании, сервис получился достаточно сложным в интеграции: в приоритете были надежность и безопасность. В итоге интегрированы пять OLTP-систем, плановое время прохождения платежа в период нормальной нагрузки на платежные системы Сбербанка – несколько секунд.
Идея понравилась всей команде, это обеспечило успех в реализации. Всем не терпелось получить билет на телефон – явный обозримый результат. Реализация заняла три месяца и завершилась первыми успешными тестами. Длительное время заняло подписание договора с «Аэроэкспресс», но как только договор был подписан, сразу перевели проект в промышленную эксплуатацию».
Сложности проекта:
«Сложности в подобных проектах возникают при сборке тестовый среды – все системы имеют различный график тестирований, требуется регресс-тестирование. Для того, чтобы тесты прошли успешно необходимы минимум 3-4 часа синхронной работы. В итоге на тестирование уходит несколько часов, а на подготовку – несколько недель. Таким образом, у нас нет права на ошибку – сборка должна быть идеальной, чтобы пройти тесты с первого раза и не терять времени».