Начнём с того, как появляются подобные монеты.
Эмитент, а в случае с монетами это национальный банк той или иной страны, принимает решение о монете, утверждает эскиз, качество, номинал, тираж, и т. п. Затем заказ национального банка выполняется монетным двором, как в РФ, или ювелирной мастерской с безупречной репутацией, каковых в мире не более чем пальцев на руке, как в некоторых иных странах.
Вот собственно и всё.
Скажем ювелирные украшения от мастерских с подобной репутацией, они совсем не обязательно должны содержать некие бирки, формальные признаки есть только в виде клейма на самом изделии, и на футляре есть еще что-то, бумажные бирки, это обыкновения из СССР, не более.
Находится ли у человека монета из драгметалла или подделка, определяют по признакам самой монеты, то есть вес, объем, соответствие изображений описанию, признаки старения монеты, при наличии некоторого опыта приобретаются соответствующие знания, любой серебряный пруф имеет особенности в получении монетой патины.
На монеты, эмитированные ЦБР, и отчеканенные на монетных дворах Москвы или СПб, никаких бирок точно нет, в этом можно убедиться из текстов релизов ЦБР с описанием монет. На унцовые монеты из серебра 999 пробы, с изображением лебедей и Елизаветы II, а именно такую монету Вы обсуждаете – это надо выяснять из сопровождающих данные монеты текстов ее государства-эмитента, то есть Ниуэ.
Во всех случаях, если национальный банк страны-эмитента не сделал оговорки о наличии некоей бирки к эмитируемой монете, то никаких бирок нет, и быть не может.
Несколько лет назад Сбербанк стал продавать серебряные монеты, эмитированные ЦБР, вместе с некими сертификатами, это были такие маленькие типографского вида бумажки. Это все является чьим-то изобретательством в недрах самого Сбербанка, занятие совершенно пустое, рано или поздно такого сотрудника, инициировавшего подобные сертификаты, спросят, где описание подобного сертификата в релизе ЦБР, если там нет указания на такой сертификат, а его там нет, то работнику будет совершенно нечего ответить, и его инициатива будет признана, ответственными лицами Сбербанка, пустой затеей, выручившей какую-то конкретную типографию, и не более того, а сами эти так называемые сертификаты можно было смело выкинуть в урну на выходе из банка, но уверенность связана лишь с тем, что это монеты именно ЦБР.
У Сбербанка есть еще одна инициатива – он сам является эмитентом слиточного золота, и на витрине иногда в филиалах можно видеть такие слитки с некими маленькими бумажками. Уверен, что такая инициатива только снижает ликвидность слитков, поскольку слиточное золото вообще для того и слиточное, что его удобней складировать, чем, скажем, монеты, и все время думать над тем, с какой стороны складируемых в сейфе слитков еще эти бумажки складывать, проще совсем от такой покупки отказаться.
Тут же ещё один крайне важный вопрос – как предлагать слитки Сбербанка, скажем, Ханты-Мансийскому банку, если его цены покупки окажутся выше в прайсах, предлагать их с этими бирками, или без таковых, поскольку у самого Сбербанка нет ни одного официального сообщения об эмиссии того или иного слитка, где бы впервые и навсегда было сказано, как правильно всем в стране их покупать и продавать, с бирками, или без бирок, а в головах сотрудников Сбербанка тут есть только каша или все время разные распоряжения, противоречащие друг другу.
Что касается самого смысла неких бирок или сертификатов, ну подумайте сами, есть изделие, оно – самодостаточно, все его признаки подлинности – в нем самом, только очень наивному человеку при этом может понадобиться «бумага на изделие», тем более типографского вида, а на эту бумагу может понадобиться еще одна бумага, что первая бумага – правильная, в итоге это уже не коллекционирование или инвестирование, а одна сплошная муть на прежде ясном процессе.
Часто мысль про некую бумагу на нечто дорогое посещает мошенников, это именно у них возникает желание заменить потерпевшему процедуру установления подлинности некоей бумажкой, дескать, если такая бумажка есть, то ничего проверять уже не нужно.
Тогда как ответственное поведение покупателя, по монетам 20-21 веков, предполагает сначала найти официальный текст с описанием монеты, и только потом искать саму монету. Скажем, по монетам ЦБР нет ни одного случая монеты без релиза ЦБР, на сайте ЦБР они есть все, до единого.
Ну и понятно, что после сделки со Сбербанком обязан быть документ, подтверждающий саму сделку, раньше такое требование вызывало у кассиров Сбербанка растерянность, а порой даже и уверенное «нет, все расчетно-кассовые документы должны остаться в банке, а вам даже ксерокопия не положена», но после подключения юристов банка документы о сделке получать таки как-то удавалось, а последние годы кассиры больше не теряются, документ называется «Справка о проведении операции с монетами из драгоценных металлов», выдается кассиром контрагенту Сбербанка легко и уверенно.