Многие из клиентов Сбербанка с удовольствием пользуются сервисом Мобильный банк: удобно, просто и можно, не покидая уютных стен дома, узнать обо всех движениях своих денег. И, помимо этого, защищает от мошенников: если со счета спишут хотя бы рубль, хозяин тут же узнает об этом из смс-уведомления.
Однако, как показывает практика, иногда «Мобильный банк», «привязывающий» счет банковской карты к определенному телефонному номеру, становится дополнительным фактором риска.
Например, в неприятную ситуацию попала жительница Твери. Потерпевшая К. никогда не была знакома с молодым человеком Н. из Торжка. Но когда-то давно К. купила у сотового оператора сим-карту, подключила на нее услугу смс-банкинга «Мобильный банк». А потом, по неким причинам, перестала пользоваться этой сим-картой. Через несколько месяцев сотовый оператор, согласно условиям договора обслуживания, передал неиспользуемый номер новому абоненту. Им стал товарищ Н., житель Торжка.
Владелец телефонного номера сменился, а подключение услуги «Мобильный банк» к карте гражданки К. сохранилось. Ведь она (как и многие клиенты Сбербанка) думала, что эта функция отключается автоматически, когда перестаешь использовать телефонный номер. Но это далеко не так!
В результате, как только новый абонент вставил сим-карту в мобильное устройство, ему стали поступать сообщения, рассказывающие о движениях денег по банковскому счету бывшей владелицы номера. Парень догадался, что в качестве «бонуса» к новому номеру получил доступ к чужим деньгам. Получить их наличными он, конечно, не смог. Зато использовал функцию, которая позволяет пополнять счет телефона прямо с банковской карты, отправив лишь одну СМС на сервисный номер 900.
К сожалению, Н. оказался бессовестным и стал регулярно переводить деньги с карточки тверитянки на свой телефонный номер и номера своих друзей и близких. Чтобы не привлечь внимание, делал это небольшими суммами, но сегодня сто рублей, послезавтра двести – так раз за разом набежало более 20 тысяч рублей.
Как объяснила на суде потерпевшая, она обратила внимание, что баланс ее банковского счета слишком быстро уменьшается. Сначала она решила, что, оплачивая картой счет в магазинах, могла просто забыть, как купила какие-то повседневные мелочи или сама получала небольшие суммы наличных. Однако, когда деньги продолжили «утекать» в неизвестном направлении, это её обеспокоило. К. отправилась в офис Сбербанка выяснять, что происходит с её счетом.
Сотрудник банка стал изучать движение средств по ее счету. И прямо в этот самый момент был произведен очередной перевод на «чужой» номер телефона. Очередное пополнение баланса мобильного прошло прямо на глазах у держательницы карты и банковских работников. Те сразу сообразили с чем имеют дело и рекомендовали клиентке оформить заявление в полиции. А заодно поинтересовались, подключала ли она когда-нибудь «Мобильный банк» и кто сейчас владеет номером телефона на который была подключена услуга. Вот тут-то К. сама поняла, что происходит с ее счетом: сразу же написала заявление на отключение «Мобильного банка» и посетила отделение полиции, где составила заявление по факту кражи. А найти и привлечь к ответственности молодого человека оказалось довольно просто. Сотрудники правоохранительных органов отправили запрос оператору сотовой связи и быстро выяснили, кому был передан «злополучный» телефонный номер. Также удалось установить круг людей, на счета которых поступали деньги с карточки потерпевшей. Во время следствия те отпираться не стали и подтвердили, что обращались к Н. с просьбой пополнить им баланс телефона, а то до терминала надо еще дойти, а он это прямо с мобильного устройства делает.
Осознав, что от ответственности ему не уйти, ловкач полностью признался в содеянном, выражая искреннее удивление, как такое вообще вышло: ведь он ведет вполне добропорядочную жизнь. А тут поддался искушению свободного доступа к чужим деньгам, к тому же, как казалось, анонимному. Это из чужого кармана кошелек вытащить совесть не позволяет. А если кошелек виртуальный, то и кража вроде бы не настоящая, нажал несколько кнопок – и всё. Как в игре...
Однако, судебный процесс по делу получился очень даже реальным... и приговор тоже. Гражданин Н. был признан виновным в хищении чужого имущества с причинением значительного ущерба. От заключения его спасло чистосердечное признание, которое он обосновал, вернув потерпевшей часть похищенных денежных средств и пообещав выплатить остальное, как только сможет. Определенное влияние на решение судьи оказало и то, что Н. недавно стал отцом. Суд учел наличие смягчающих обстоятельств и назначил ему наказание в виде существенного штрафа – 35 тысяч рублей.
Таким образом, всем держателем банковских карт Сбербанка, у которых подключен сервис смс-банкинга «Мобильный банк», следует знать элементарные нормы безопасности при пользовании этой услугой.
Мобильный банковский сервис желательно отключать, если Вы планируете сдать свое мобильное устройство в ремонт, на техническое обслуживание или передать кому-нибудь во временное пользование.
Не забывайте вести учет своих сим-карт. Иногда мы повторно подключаемся к оператору сотовой связи, чтобы подключить более выгодный тариф или получить какие-то дополнительные льготы. При этом «старые» сим-карты нередко забрасываются в дальний угол, а то и вовсе выносятся на свалку, и мы забываем сколько их было. А надо помнить! Вдруг абонентский номер какой-либо из этих забытых «симок» Вы когда-то использовали для подключения банковского сервиса по управлению счетами. Если да – то услугу необходимо как можно быстрее отключить. Другими словами, даже если ваши деньги охраняют «самые умные технологии», собственное здравомыслие и внимательность пойдут только на пользу.