Граждане периодически отправляют средства не на те счета, на которые собирались. Кто-то может нажать не ту кнопку в банкомате, и перевод отправляется в организацию со схожим названием, кто-то может так же ошибиться вводя реквизиты в форму онлайн банка.
Здесь мы будем говорить о «шаблонных» платежах, когда не нужно вводить реквизиты вручную, поскольку для удобства пользователей они заблаговременно заложены в систему интернет-банка или ATM.
С точки зрения банков подобные платежи ошибочными не являются. Пользователь вошел в систему (набрав пароль и логин или пин в банкомате), сам выбрал конкретную организацию из перечня, своей рукой ввел необходимый пароль для платежа и дал согласие на перечисление средств.
Банк не знает, имеет ли клиент договор с данной организацией, должен ли он ей оплачивать какие-то услуги или нет. Его задача – точно и максимально быстро перевести деньги клиента получателю. Потому требовать от финучреждения возврата ошибочно отправленных денег пользователь не может.
Зато он может попросить банкиров помочь в этой проблеме. Как минимум, клиенту выдадут в банке бумагу, подтверждающую платеж, чтобы при последующем разбирательстве обладать твердым доказательством своей правоты. Также клиент может настойчиво (но вежливо) попросить банковского сотрудника связаться с ложным получателем средств и объяснить ситуацию. В общем-то, сотрудник этого делать не обязан, но если финорганизация отличается клиентоориентированностью или Вы чем-то особенно полезны для банка, то подобный звонок возможен.
Затем нужно найти телефон получившего по ошибке деньги адресата (лучше – приемной директора или бухгалтерии организации-получателе перевода), позвонить туда и изложить ситуацию. По звонку деньги не вернут, зато объяснят, что именно надо сделать для их получения. Хотя бы скажут должность и фамилию человека, которому надо написать заявление о возвращении средств.
Заявление пострадавший пишет в свободной форме, излагает ситуацию и предлагает вернуть ему некорректно уплаченные деньги. Естественно, нужно приложить справку из кредитного учреждения о проведенном платеже. Бумаги отправляются заказным письмом или оставляются в банке, чтобы он сам их передал по собственным каналам. Это является вторым моментом, в котором банк может помочь, если захочет. Впрочем, и заказное письмо сгодится.
Организация, которая неожиданно получила «лишние» средства, должна осуществить обратную операцию и возвратить их на счет пострадавшего лица, вероятнее всего, за вычетом затрат на отправку. В теории, если в данной организации работают не слишком честные люди, они попытаются деньги не возвращать.
Но надо понимать, что для них эта ситуация тоже несет проблему, даже две. Во-первых, взявшиеся «ниоткуда» деньги (без продажи товара, без договора) придется «прятать» в бухгалтерских отчетах. Во-вторых, потерявший средства человек имеет железные основания для подачи судебного заявления о незаконном обогащении за его счет. Если есть подтверждение платежа, а договор с данной организацией при этом отсутствует, то вероятность выигрыша банковским клиентом такого дела приближена к 100%.
Потому если организация затягивает с возвратом или явно не хочет его делать, нужно объяснить её представителям неприятные для них последствия подобного поведения. Это же касается и физлиц – порядок действий здесь тот же.
Повторим еще раз: банкиры при совершении платежей выступают только посредниками между отправителем и адресатом денег. Вряд ли клиентам понравилось, если бы кредитная организация требовала письменное подтверждение существования договора клиента с адресатом и правильность перевода именно данной суммы – это бы затруднило, замедлило и повысило цену переводов (что и происходит на практике с «валютным контролем»).
Потому помощь финучреждения клиенту в возврате некорректно, но полностью законно, отправленных денег – дело добровольное. И заключаться эта помощь может только в выдаче документов, подтверждающих факт перевода, и «психологическом» воздействии на адресата (а также в передаче бумаг по своим каналам, когда это нужно и возможно). В целом же, допустивший ошибку клиент может рассчитывать только на себя и, при худшем раскладе, на суд.