Исследование, выполненное Национальным агентством финансовых исследований, вновь подчеркнуло крайне низкий уровень финансовой грамотности населения России. Например, обнаружилось, что с интернет-банком хорошо знакомы лишь треть населения, а впервые слышат о нем почти четверть респондентов. Мобильный банк (в том числе смс-информирование) знаком чуть большему числу опрошенных – 37% против 24%.
Несколько лучше выглядят дела с банковскими картами: с кредитными хорошо знакомы 60% населения, в то время как девять процентов вообще впервые о них слышат. 44% участников опроса заверили НАФИ, что в понимают, что такое дебетовая карта, обратный ответ дали 21% респондентов. Предоплаченные карты известны лишь одному из пяти.
Однако, не стоит делать преждевременных выводов на основе этих удручающих социологических данных (как, в частности, поступили некоторые СМИ, заявив, что люди лучше разбираются в кредитных картах по причине их «навязывания» банками). Действительно, учитывая, что большинство россиян сегодня получает зарплату на банковскую карту, а не наличными, глупо утверждать, что кредитки россиянам ближе, чем дебетовые. Да и по статистическим данным Центробанка первых в стране насчитывается порядка 24,7 млн, в то время как дебетовых - 175,6 млн. Проблема в том, что большинство людей не понимает значение понятия «дебетовая», такие карты они привыкли «обзывать» платежными, зарплатными, расчетными или просто пластиковыми.
Похожая ситуация наблюдается и с мобильными сервисами банков. Самым элементарным из них, например, смс-информированием, пользуются миллионы, однако, мало кто идентифицируют эту услугу как Мобильный банк.
Впрочем, разумеется, такая черта – «пользоваться, не зная, как это называется» – также свидетельствует о низкой финансовой грамотности населения, но все же это гораздо лучше, чем просто «не имею понятия». И результаты исследования НАФИ на поверку оказываются не такими печальными, как на первый взгляд.