Покупка автомобиля: какие будут расходы и ответственность

Россия
Обновлено: 2024-05-25

Московский менеджер N купил седан престижной марки по цене, примерно равной его годовой зарплате. А потом понял, что ему по семейным обстоятельствам приходится часто ездить во Владимирскую область (дороги там местами напоминают танкодром). Периодически ему неплохо бы сажать в машину пять пассажиров. Объема багажника тоже не хватает.

В результате каждые несколько месяцев N приходится серьезно ремонтировать подвеску, менять (очень недешевые) шины 20-го радиуса, а также ссориться с родственниками. Не говоря уже о том, что дополнительные (к обслуживанию автокредита) расходы заставили его отказаться от части прежних привычек: заграничных путешествий, ресторанов и курсов английского.

До окончательного перехода на овсянку дело ещё не дошло, но после девальвации рубля N уже не может этого исключить – ремонт и запчасти сильно подорожали.

Иллюстрация на тему покупки автомобиля за наличные деньги

N. совершил сразу несколько ошибок:

  • Купил машину дороже, чем мог себе позволить. Нормой, видимо, следует считать цену машины, равную нескольким месячным доходам, максимум доходам за полгода. В России многие до сих пор (не только в отношении авто) гонятся за престижным потреблением, пытаются «пускать пыль в глаза», рассчитывая, что это поможет им добиться карьерных успехов. Эта стратегия иногда срабатывает, но гораздо реже, чем на неё рассчитывают.
  • Его машина не соответствует его образу жизни. Его целям отвечал бы скорее не седан класса люкс (с возможностью «погонять» и «произвести впечатление»), а бюджетный внедорожник. Причем, возможно, российской марки или хотя бы сборки.
  • N не учел состав своей семьи. Ему, вероятно, больше подошел бы 7-местный компакт-вэн.
  • Кредитная нагрузка оказалась чрезмерной. Ее стоило учитывать не как долю номинальных доходов, а располагаемых (после обязательных платежей, в состав которых в случае N попал регулярный ремонт).

N, скорее всего, скоро продаст свой седан и купит что-то более подходящее. Перед ним встанет выбор: новый авто или подержанный? И у того и у другого есть свои плюсы и минусы.

Новый автомобиль

Плюсы:

  • Легко выбрать нужную комплектацию
  • Долго не будет ломаться
  • Есть гарантия

Минусы:

  • Выезжая из автосалона, машина сразу теряет в цене 20-30% (если у вас другой опыт, попробуйте карьеру в продажах)
  • Дополнительные обязательные расходы (КАСКО, обслуживание на фирменных сервисах)
  • Нервотрепка из-за мелких царапин

Подержанный автомобиль

Плюсы:

  • Дешевле
  • После обкатки, а возможные проблемы уже выявлены и исправлены
  • Возможность экономить на ремонте
  • Проще отказаться от КАСКО

Минусы:

  • После окончания гарантии растет риск непредвиденных расходов
  • Риск неаккуратной эксплуатации прошлым владельцем
  • Риск регулярного простоя из-за необходимости ремонта

Как посчитать стоимость эксплуатации автомобиля

«Три поездки на работу и обратно – 100 км, чуть меньше 10 литров бензина, 400 рублей. Машина обходится дешевле комбинации метро-автобус!» – что неверно в этом расчете? Практически всё! Точнее, слишком многое не учтено.

Начнем с того, что не относится к собственно стоимости эксплуатации. Здесь нет оценки времени, которое вы потеряете или – некоторым везет – выиграете по сравнению с общественным транспортом.

Час рабочего времени среднестатистического москвича стоит около 500 рублей. Ежедневные пара часов в пробках в месяц превращаются уже в очень ощутимые суммы.

Продолжим обязательными расходами. Сначала страховка, без неё и за ворота не выехать. Без ОСАГО обойтись нельзя – это несколько тысяч рублей, сколько именно, зависит от региона, марки машины, стажа водителя. В крупных городах, где много дорогих машин, неплохо бы иметь и расширение ОСАГО – до миллиона или трёх, иначе в случае аварии потом можно полжизни расплачиваться. Если машина новая и кредитная, понадобится КАСКО – это уже, как минимум, несколько десятков тысяч рублей.

Теперь налоги. Для маломощных машин это копейки. Для авто посерьезнее – уже заметно: проверьте ставку налога на сайте налоговой службы вашего региона.

Если машина ездит, она потребляет топливо. Обычно в диапазоне 5-20 литров на 100 км. Дизельные двигатели меньше, бензиновые – больше. Правда, это различие существенно в Европе, где дизель обычно ещё и дешевле бензина. А в России для конечного потребителя экономия невелика и компенсируется более высокой ценой дизельных авто (впрочем, в каких-то конкретных случаях это может быть и не так). Типичный пробег автолюбителя – допустим, 20 тыс. км в год. При 10 литрах на сотню и 45 руб./литр получается 90 тыс. рублей в год. Не забываем про ТО и расходные материалы (от незамерзайки до своевременной смены резины) – тут тоже огромная вилка, но меньше 10 тыс. рублей в год даже у дешевых машин не получится.

Так что, с машиной по цене, скажем, тысяч 700, можно уложиться в ежегодные расходы тысяч в 150? Вряд ли. Неплохо бы заложить почти неизбежные штрафы за нарушение ПДД. Понятно, что у всех они разные: у кого-то почти нулевые, а кто-то на десятки тысяч в месяц «превышает», а в случае Москвы еще и «неудачно паркуется».

В столице парковка для многих тоже стала существенной статьей расходов. Годовой абонемент на парковку (для машин нерезидентов центра) тут стоит от 80 тыс. рублей. Ну и еще одна, часто незамечаемая, статья расходов – амортизация. Каждый год (зависит от марки, условий эксплуатации и хранения) машины теряют 10-20% стоимости, а то и больше.

Как продать автомобиль и сохранить психическое здоровье

«Я удачно вложил деньги – купил новую машину», – вам ведь тоже доводилось такое слышать? И, скорее всего, не раз. Причем вряд ли автовладельцу кто-то в ответ рассказывал, что машина обычно – не инвестиция. А можно было бы.

Иллюстрация на тему продажи личного автомобиля

Есть общее правило: выезжая за ворота автосалона, новая машина теряет в цене 20-30% (вам сильно повезло, если вдруг не так). Но важно не только это. Инвестиции должны приносить деньги, автомобили их пожирают (здесь не рассматривается случай, когда машина используется для бизнеса). В обмен мы получаем комфорт, удобство, новые возможности, иногда – экономию времени и/или социальный статус. Их тоже можно оценить в деньгах или конвертировать в дополнительный доход, но это уже будет ваша заслуга, а не вашего автомобиля.

Более того, удачная инвестиция с годами растет в цене, автомобили обычно теряют (исключение – коллекционные и раритетные, но это удел миллионеров).

Отдельный вопрос – насколько быстро будет терять в цене конкретно эта марка? На автомобильных форумах на эту тему идут многолетние «священные войны», на Западе несколько специализированных агентств проводят регулярные исследования. На самом же деле этот вопрос упирается в условия эксплуатации и хранения – понятно, что в российском климате гаражная машина не сгниет гораздо дольше, чем припаркованная на улице.

Так или иначе, рано или поздно все сталкиваются с необходимостью продать машину и – кроме редчайших исключений – для всех это стресс: «Как же так – я ее покупал за целых полмиллиона, а теперь продавать всего за 200 тысяч?». Вообще-то это нормально. Рынок есть рынок. Интернет сделал его много прозрачнее: когда-то, чтобы оценить остаточную стоимость вашей машины, надо было обращаться к жуликоватым дельцам, рыться в ворохе бумажных объявлений, днями стоять на авторынках. Теперь достаточно просмотреть доски объявлений, чтобы оценить диапазон цен на вашу модель, с близким пробегом и в близком состоянии.

А дальше есть выбор. Можно продавать самому – это подходит людям, у которых много свободного времени и которые способны что-то продавать. Можно за разумную комиссию поручить это специалисту. Продажами часто занимаются небольшие автомастерские – там машине заодно сделают и предпродажную подготовку. Кстати, обычно совершенно нерентабельно вкладывать в ремонт продаваемой машины существенные суммы – они вряд ли заметно увеличат продажную цену.

А можно сдать машину в trade-in дилеру – обычно все же машину продают, чтобы купить другую. Либо по государственной программе утилизации (подойдет тому, у кого машина старая и изношенная). Либо с тем, чтобы дилер ее привел в порядок и продал новому клиенту. Этот способ редко даст вам лучшую цену, зато может сэкономить время.


5.0/2