Сложности использования наличных денег – как решить проблему

Россия
Обновлено: 2021-07-11

Наличные деньги, как и кнопочные телефоны, относятся к уходящей эпохе. Мы всё чаще пользуемся банковскими картами и иногда даже не помним, остались ли в кошельке бумажные купюры. Тем не менее, даже в условиях тотального безнала важно не забывать основные правила безопасности при обращении с наличными.

Нам пока ещё далеко до первой десятки стран мира, где на безналичный оборот приходится до 90% всех платежей, но ситуация стремительно меняется. Еще лет пять-семь назад большинство держателей карточек старались снять все деньги подчистую едва ли не в момент их зачисления. Сегодня тренд изменился: россияне всё меньше и меньше снимают в банкоматах наличные деньги.

Но купюры и монетная мелочь в наших широтах по-прежнему в ходу и в обозримой перспективе не переведутся. В столице и городах-миллионниках ситуация серьезно отличается от провинции, где с помощью карты постричься, закупиться продуктами или иными товарами на рынках и в несетевых магазинах до сих пор проблема.

Однако и наличные деньги часто становятся источником проблем. Работники торговли и сферы услуг часто не принимают ветхие купюры («Несите в банк!»), от крупных отмахиваются («Нет сдачи!»), на кучу монет косятся насупившись («На паперти стояли?»). Кроме того, никто из нас не застрахован от подделок.

Как правильно и грамотно себя вести в случае недоразумений, связанных с наличностью? Давайте разберемся.

Дряхлые деньги

Несмотря на все технологические ухищрения и совершенствование материалов, бумажные деньги изнашиваются довольно быстро, в среднем всего за два с половиной года. Кассир магазина не вправе отказаться принять потертую, сильно измятую, имеющую небольшие разрывы или посторонние надписи купюру. Главное, чтобы все эти повреждения не мешали установить ее подлинность и номинал.

Но вот если лично вам дают на сдачу банкноту с подобными повреждениями, смело требуйте её заменить на более «свежую» – продавец обязан это сделать.

Если же купюра действительно сильно повреждена, лучше не портить себе нервы и не терять времени в препирательствах с кассиром, а обратиться в любой банк. Там ее без проволочек обменяют на новенькую, при условии, что банкнота утратила не более 50% своей площади и сохранены серия и номер.

Дайте мне сдачи!

Нечасто такое случается, но иногда при покупке мелочевки продавец в небольшом магазине отказывается дать сдачу с крупной купюры, сетуя на то, что у него нет денег в кассе. К сожалению, в данном случае четких и законных способов получить от продавца сдачу действующее законодательство не дает.

Можно, конечно, сослаться на статью 426 Гражданского кодекса РФ, часть 3, которая запрещает продавцу отказывать вам в приобретении товара при условии его наличия. А еще, согласно письму Минфина РФ от 30.08.1993 №104: «Директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан:<…> обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями».

Современные рублевые купюры на фоне банкомата

Однако, на практике ссылки на Гражданский кодекс и письма Минфина вряд ли сработают. Лучший способ воздействия на нерадивого продавца или владельца торговой точки – составить жалобу в Роспотребнадзор. По вашему заявлению обязательно будет проведена проверка, и, скорее всего, руководство магазина оштрафуют. Кто же еще возьмется за воспитание торговых работников, если не мы, потребители?

Не надо мелочиться?

В магазинах некоторых торговых сетей прямо на кассах можно встретить яркие наклейки: «Обменяйте свою тяжелую мелочь на наши легкие купюры!» Но, случается и обратная ситуация: продавец или кассир отказывается принимать мелкие деньги, монеты, чаще всего не утруждаясь объяснить причину.

Ему необходимо напомнить о Федеральном законе №173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому законодательному акту, официальной денежной единицей (валютой) РФ являются денежные знаки и монеты Банка России. Так что отказ принять мелочь в любом номинале и в любых количествах в счет оплаты за товары или услуги противозаконен.

В случае если вас не слышат, обращайтесь опять-таки в Роспотребнадзор. Торговцы не желают принимать мелочь? Пусть тогда раскошелятся на штраф.

Что делать с подделкой

Обнаружив подделку, попавшую в ваш кошелек по невнимательности, ни в коем случае не пытайтесь ею расплатиться! За это законом предусмотрена нешуточная ответственность – вплоть до восьми лет лишения свободы и штрафа до 1 миллиона рублей.

Сомнительную купюру следует отнести в ближайший банк. Там у вас её примут на проверку, выдадут справку с необходимыми данными: сведениями о лице, передавшем купюру, ее реквизиты (номинал, серия и номер, год выпуска). После проверки, которая должна длиться не более пяти рабочих дней, купюру вам вернут, если она окажется подлинной, либо банк передаст информацию о фальшивке в полицию.

Кстати, с подделкой в органы внутренних дел вы можете обратиться самостоятельно. И в том и в другом случае будет заведено уголовное дело, вам придется в письменном виде давать исчерпывающие показания – где, когда и при каких обстоятельствах к вам в руки попала фальшивка. Само дело может тянуться довольно долго, от нескольких недель до нескольких месяцев, и честного гражданина, по собственной воле передавшего банку или полиции поддельную купюру, могут не единожды вызывать для дачи дополнительных показаний.


2.0/1