14:46 Сложности использования наличных денег: как решить проблему |
Наличные деньги, как и кнопочные телефоны, относятся к уходящей эпохе. Мы всё чаще пользуемся банковскими картами и иногда даже не помним, остались ли в кошельке бумажные купюры. Тем не менее, даже в условиях тотального безнала важно не забывать основные правила безопасности при обращении с наличными. Нам пока ещё далеко до первой десятки стран мира, где на безналичный оборот приходится до 90% всех платежей, но ситуация стремительно меняется. Еще лет пять-семь назад большинство держателей карточек старались снять все деньги подчистую едва ли не в момент их зачисления. Сегодня тренд изменился: россияне всё меньше и меньше снимают в банкоматах наличные деньги. Но купюры и монетная мелочь в наших широтах по-прежнему в ходу и в обозримой перспективе не переведутся. В столице и городах-миллионниках ситуация серьезно отличается от провинции, где с помощью карты постричься, закупиться продуктами или иными товарами на рынках и в несетевых магазинах до сих пор проблема. Однако и наличные деньги часто становятся источником проблем. Работники торговли и сферы услуг часто не принимают ветхие купюры («Несите в банк!»), от крупных отмахиваются («Нет сдачи!»), на кучу монет косятся насупившись («На паперти стояли?»). Кроме того, никто из нас не застрахован от подделок. Как правильно и грамотно себя вести в случае недоразумений, связанных с наличностью? Давайте разберемся. Дряхлые деньгиНесмотря на все технологические ухищрения и совершенствование материалов, бумажные деньги изнашиваются довольно быстро, в среднем всего за два с половиной года. Кассир магазина не вправе отказаться принять потертую, сильно измятую, имеющую небольшие разрывы или посторонние надписи купюру. Главное, чтобы все эти повреждения не мешали установить ее подлинность и номинал. Но вот если лично вам дают на сдачу банкноту с подобными повреждениями, смело требуйте её заменить на более «свежую» – продавец обязан это сделать. Если же купюра действительно сильно повреждена, лучше не портить себе нервы и не терять времени в препирательствах с кассиром, а обратиться в любой банк. Там ее без проволочек обменяют на новенькую, при условии, что банкнота утратила не более 50% своей площади и сохранены серия и номер. Дайте мне сдачи!Нечасто такое случается, но иногда при покупке мелочевки продавец в небольшом магазине отказывается дать сдачу с крупной купюры, сетуя на то, что у него нет денег в кассе. К сожалению, в данном случае четких и законных способов получить от продавца сдачу действующее законодательство не дает. Можно, конечно, сослаться на статью 426 Гражданского кодекса РФ, часть 3, которая запрещает продавцу отказывать вам в приобретении товара при условии его наличия. А еще, согласно письму Минфина РФ от 30.08.1993 №104: «Директор (заведующий) предприятия либо его заместитель, дежурный администратор обязан:<…> обеспечить кассира разменной монетой и купюрами в пределах размера остатка денежных средств по кассе в количестве, необходимом для расчета с покупателями». Однако, на практике ссылки на Гражданский кодекс и письма Минфина вряд ли сработают. Лучший способ воздействия на нерадивого продавца или владельца торговой точки – составить жалобу в Роспотребнадзор. По вашему заявлению обязательно будет проведена проверка, и, скорее всего, руководство магазина оштрафуют. Кто же еще возьмется за воспитание торговых работников, если не мы, потребители? Не надо мелочиться?В магазинах некоторых торговых сетей прямо на кассах можно встретить яркие наклейки: «Обменяйте свою тяжелую мелочь на наши легкие купюры!» Но, случается и обратная ситуация: продавец или кассир отказывается принимать мелкие деньги, монеты, чаще всего не утруждаясь объяснить причину. Ему необходимо напомнить о Федеральном законе №173 ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Согласно этому законодательному акту, официальной денежной единицей (валютой) РФ являются денежные знаки и монеты Банка России. Так что отказ принять мелочь в любом номинале и в любых количествах в счет оплаты за товары или услуги противозаконен. В случае если вас не слышат, обращайтесь опять-таки в Роспотребнадзор. Торговцы не желают принимать мелочь? Пусть тогда раскошелятся на штраф. Что делать с подделкойОбнаружив подделку, попавшую в ваш кошелек по невнимательности, ни в коем случае не пытайтесь ею расплатиться! За это законом предусмотрена нешуточная ответственность – вплоть до восьми лет лишения свободы и штрафа до 1 миллиона рублей. Сомнительную купюру следует отнести в ближайший банк. Там у вас её примут на проверку, выдадут справку с необходимыми данными: сведениями о лице, передавшем купюру, ее реквизиты (номинал, серия и номер, год выпуска). После проверки, которая должна длиться не более пяти рабочих дней, купюру вам вернут, если она окажется подлинной, либо банк передаст информацию о фальшивке в полицию. Кстати, с подделкой в органы внутренних дел вы можете обратиться самостоятельно. И в том и в другом случае будет заведено уголовное дело, вам придется в письменном виде давать исчерпывающие показания – где, когда и при каких обстоятельствах к вам в руки попала фальшивка. Само дело может тянуться довольно долго, от нескольких недель до нескольких месяцев, и честного гражданина, по собственной воле передавшего банку или полиции поддельную купюру, могут не единожды вызывать для дачи дополнительных показаний. |
|
Всего комментариев: 0 | |