Банк всё чаще предоставляют услуги клиентам в режиме онлайн

Россия
Обновлено: 2019-06-06

В рамках Российской недели Интернета 2014, прошла конференция «Деньги будущего», участники которой пришли к единому тезису, что в банковской сфере грядут большие перемены. Банковский бизнес и кредитные организации в их традиционном виде вскоре вынуждены будут либо совсем покинуть рынок, либо видоизмениться в интернет-компании.

«Банки меняются из-за смены потребностей их клиентов», – комментирует Виктор Лысенко, основатель CEO Rocketbank. Согласно его мнению, традиционные банковские отделения с офисным планктоном уже не актуальны, потому что сегодня любая информация может передаваться по проводам.

Ещё более смелое заявление сделал Роман Потёмкин, основатель Instabank. Он заявил, что уже сегодня банковская прибыль от финансовых операций не принадлежит самим банкам, а находится в ведении таких компаний, как PayPal и подобных ей. Кроме того, интернет-сервисы пытаются забрать у банковских организаций и интернет-эквайринг. Это просто вынуждает банки трансформироваться.

Потёмкин отмечает что, преобразование в интернет-компанию и наём квалифицированных разработчиков и инженеров, лучших в своём деле, является наиболее приемлемой и разумной стратегией в сложившейся ситуации. Главная проблема в том, смогут ли крупные компании измениться, и как быстро они это сделают.

По мнению Виктора Лысенко, это непростой процесс, т.к. трансформировать необходимо не только отдельные аспекты функционирования, но и организационную структуру в целом, что требует гибкости и мобильности, которые всегда являются проблемой для больших компаний.

Сами же банкиры рассказали, что об изменениях действительно задумываются. Один из представителей дирекции Сбербанка, Игорь Карпович поделился, что банки, рассматривая ситуацию в глобальном масштабе, заботятся о поиске инноваций и, для привлечения новых технологий, создают кэптивные фонды.

Роман Потёмкин, как и прежде, советует использовать опыт интернет-компаний и приводит в пример компанию Google. Она, генерируя какую-либо идею, не берется за её реализацию сама. Google не использует внутренние ресурсы компании, а организует некую утечку данных, привлекая для этого, в том числе СМИ.

Стартаперы, полагаясь на авторитет Google, решают, что идея стоящая и перспективная, и подхватывают её. Они начинают работу, а спустя некоторое время Google анализирует рынок и покупает лучшего, т.е. лидера на данном рынке, выбранного самим же рынком. Банкам следует поступать так же, считает эксперт.

Темпы развития финансовых технологий и глобальных инвестиций стремительны. Венчурный фонд Life.SREDA подсчитал, что их объёмы за первые 3 квартала 2014 года вылились в цифру 4,2 миллиарда долларов, что почти вдвое выше объёмов инвестиций отрасли за весь 2013 (2,2 миллиарда долларов).

Ожидается, что к окончанию года объём инвестиций в финансовые технологии составит более 5 миллиардов долларов. CrunchBase предоставили данные, которые подтверждают, что в августе 2014 года наиболее активно, по сравнению с другими направлениями, инвестиции привлекали именно стартапы финансовых технологий. Кроме того, такие компании-титаны, как Apple (с Apple Pay), Facebook, Google и Amazon собираются занять данный рынок.

Прогнозы аналитиков Life.SREDA обещают, что инвестирование в компании, работающие над созданием инновационных проектов для сферы финансов, достигнет к 2018 году 8 миллиардов долларов. А к сегодняшнему дню, за три квартала 2014 года самыми крупными в плане инвестиций признаны такие сегменты рынка, как онлайн-кредитование (1,46 млрд долл.), электронные платежные решения (661 млн долл.), сервисы для малого и среднего бизнеса (588 млн долл.), мобильный банкинг (207 млн долл.).

Однако, наряду с активным развитием финансовых технологий, банкинг традиционного типа не сдаёт свои позиции. Александр Магомедов, начальник отдела по развитию платёжного бизнеса Яндекс.Деньги, отметил, что большая часть клиентов российских банков обращается за услугами дважды в месяц – в день получения зарплаты и в день получения аванса, исключительно для того, чтобы снять со счёта наличные. На этом участие в транзакционном бизнесе у большинства клиентов заканчивается.

Компания Synovate Comcon проводила социологическое исследование РосИндекс, по результатам которого выяснилось, что почти треть клиентов интернет-банков пользуется сервисом для одной цели – просмотра информации по счёту. Аналитики отмечают, что за третий квартал 2014 года 25% жителей России подключили услугу интернет-банкинга, однако, 17% из них не обращались к услуге совсем в течение последнего месяца.

Результаты опроса – подключен ли у Вас онлайн банк

Относительными ценителями электронного банкинга можно назвать жителей городов с население свыше миллиона. Почти у трети из них подключена такая услуга. 21% аудитории онлайн-банка составляют жители средних и небольших городов. Большинство клиентов используют сервис в качестве информативного инструмента: 66% подключенных просматривают информацию о счёте, и лишь 48% совершают операции в системе.

Авторы исследования подчеркнули, что состоятельная аудитория, с достатком от 60 тысяч рублей, предпочитает производить переводы и платежи с помощью личного кабинета в интернет-сервисе.

Одновременно с ними существует немалая группа пользователей с консервативными предпочтениями, которые используют сайт сервиса только для отслеживания информации по счёту. Как правило, такое поведение характерно для жителей маленьких городов, где население не превышает 500 тысяч, или людей со средним образованием и социально-экономическим уровнем ниже среднего.

Эксперты советуют банкам чётко определить, как они видят свою трансформацию. Виктор Лысенко предупреждает, модного мобильного приложения будет недостаточно. Нельзя думать, что сделав приложение всё заработает как часы. Это очень упрощенное представление.

На самом деле, трансформация требует перестройки процессов изнутри и огромных усилий. «Приняв решение меняться, нужно привлекать талантливых людей, а для компании, не попадающие в Топ-30 рейтинга финансового рынка, сделать это непросто», – добавляет эксперт.


5.0/2